За три века своего существования Нижегородская духовная семинария дала Отечеству тысячи священнослужителей — архипастырей, пастырей, миссионеров, богословов и проповедников. Перелистаем страницы этой славной истории.
Семинариуму быть!
Еще император Петр I, заботясь о широком распространении образования среди духовенства, признал наиболее полезным учредить в России seminarium (от латинского «рассадник») — закрытое учебное заведение, где дети священнослужителей могли бы освоить необходимые науки и навыки, востребованные новым временем. Из трех учрежденных императором семинарий Нижегородская стала первой, положив начало регулярному духовному образованию в нашей стране.
Первооснову ее составили две грамматические школы — эллино-греческая и славяно-российская, а также приготовительная букварная и певческая. 29 марта (11 апреля по новому стилю) 1721 года они были учреждены епископом Нижегородским и Алатырским Питиримом при архиерейском доме в Нижегородском кремле. С этого дня ведется отсчет становления Нижегородской духовной семинарии.
В 1743 году известный проповедник христианства среди народов Поволжья, выпускник Московской академии епископ Димитрий (Сеченов) перевел семинарию из деревянных строений в кремле в каменные палаты, которые приобрел на собственные средства у купеческой вдовы Настасьи Пушниковой. А в 1828 году на месте этих палат был построен великолепный корпус с восьмиколонным портиком над аркадой центрального входа — известное нам и по сей день здание на площади Минина и Пожарского.
Путем постепенных реформ
Время епископа Нижегородского Димитрия (Сеченова) (1742–1748) было названо лучшим в период устроения НДС. «При сем Преосвященном, — сообщается в одном архивном документе, — семинария Нижегородская приведена в лучшее состояние». В 1745 году при НДС была возведена церковь в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Впервые наряду с грамматикой, пиитикой и риторикой здесь стала преподаваться философия, а богословие семинаристы осваивали в Московской академии, куда их специально посылали для продолжения образования.
Много труда в развитие и совершенствование духовной семинарии в Нижнем Новгороде вложил епископ Феофан (Чарнуцкий). Он пребывал на Нижегородской кафедре 20 лет, с 1753‑го по 1773 год. В это время вступившая на престол Екатерина II, поставив себе задачей обновить общество нравственно и создать посредством воспитания «лучших людей», начала всесторонние преобразования в народном просвещении. Реформа коснулась и архиерейских семинарий.
С 1765 года, выйдя из-под непосредственной опеки архипастырей, Нижегородская семинария стала финансироваться из государственной казны и опекаться правительством. С 1772 года здесь была введена должность ректора. Первым ректором стал архимандрит Печерского монастыря Константин (Борковский).
Преосвященный Феофан всячески содействовал преобразованиям, уделяя особое внимание просвещению поволжских народов и привлекая к учебе выходцев из татарских, чувашских, мордовских и черемисских (марийских) селений. При нем в семинарский учебный курс был введен, помимо других языков, французский, учрежден класс философии, а воспитанники семинарии стали направляться для продолжения обучения не только в духовные, но и в светские высшие учебные заведения.
За годы своего управления Нижегородской епархией (1773–1782) Преосвященный Антоний (Зыбелин), ранее бывший ректором Московской духовной академии, содействовал открытию духовных училищ. При нем были образованы училища в Алатыре, Саранске, Курмыше, Лыскове, а позднее в Арзамасе, Починках и Ардатове. В самой же семинарии он ввел в преподавание краткий курс богословия.
Центр науки и миссионерства
Период святительства Преосвященного епископа Дамаскина (Семенова-Руднева) (1783–1794) для Нижегородской духовной семинарии стал самым благоприятным временем, «золотым десятилетием». Этот архиерей отличался глубокой ученостью, состоял членом Российской академии наук и слыл полиглотом. Его просветительская деятельность была известна всей России. В Нижегородской епархии владыка Дамаскин положил немало трудов по устроению нижегородской духовной школы, где насчитывалось уже 450 учащихся. При нем НДС стала не только учебным, но и научным центром, где проводились различные исследования, был открыт особый богословский класс, введено преподавание истории и географии, а краткий курс богословия был расширен и стал преподаваться в более научном виде. Были введены публичные диспуты, семинаристы успешно упражнялись в произнесении проповедей. Среди них возросла тяга к творчеству и миссионерской деятельности.
Преосвященный Дамаскин основал и фундаментальную семинарскую библиотеку с полным каталогом. По желанию императрицы Екатерины II, при участии семинаристов, а также вызванных в Нижний Новгород духовных лиц, знавших иноплеменные языки, владыка Дамаскин составил уникальный словарь на пяти языках: русском, татарском, мордовском, чувашском и черемисском. Двухтомный словарь был отослан императрице 15 апреля 1785 года, а его копия передана в Нижегородскую семинарию.
В XIX веке правительство России провело в сфере образования несколько реформ, направленных на совершенствование учебных заведений, не исключая духовные. Перед семинариями была поставлена задача «внутреннего образования юношей к деятельному христианству».
В первой половине XIX века при ректорстве архимандрита Гавриила (Городкова) в Нижегородской семинарии были запрещены любые телесные наказания, а также построено новое большое здание, где в сентябре 1828 года начались занятия.
Добрую память оставил о себе в качестве ректора и архимандрит Аполлоний (Матвеевский) (1842–1851), администратор по призванию. При нем семинария процветала. Не отделяя науку от практики, он ввел в курс наук изучение медицины, естествознания и сельского хозяйства. Были у него и намерения открыть в НДС класс иконописи и художественно-ремесленные мастерские.
Одно из лучших
Император Александр II дважды посещал Нижегородскую семинарию: 21 августа 1858 года и 2 августа 1863 года. Он встретился с наставниками и учащимися, осмотрел библиотеку, классы и столовую, посоветовал в пустынной части монастырского двора разбить сад, что и было исполнено.
С устроением и открытием в 1876 году епархиального общежития при семинарии связано имя известного церковного деятеля епископа Иоанникия (Руднева). В период его святительства в Нижегородской епархии ему удалось выкупить у пароходного общества «Кавказ и Меркурий» здание, где семинаристы, прежде ютившиеся по квартирам в разных концах города, поселились на полном и безвозмездном епархиальном содержании.
Стойкие традиции, благодарная память о первоустроителях, покровителях и наставниках, постоянное стремление к совершенствованию учебной системы и быта — все это позволило Нижегородской духовной семинарии стать одним из лучших учебных заведений России.
В 1918 году благотворная деятельность старейшей в России семинарии прекратилась. С тем чтобы в 1993 году трудами и заботами митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) возродиться уже на новом месте.
Знаменитые выпускники
Биографии выпускников Нижегородской семинарии — яркие свидетельства подвижничества на благо Православной Церкви и Отечества.
В НДС учился и в 1886 году окончил ее будущий Патриарх Сергий (Страгородский), сын арзамасского священника, крупнейший ученый-богослов, ректор Петербургской духовной академии, автор «Православного учения о спасении», самоотверженный подвижник Русской Церкви в суровые годы повсеместного насаждения атеизма. С 1924-го по 1934 год он был митрополитом Нижегородской (Горьковской с 1932 года) епархии. В сентябре 1943 года Архиерейский собор избрал его, фактически возглавлявшего Русскую Церковь в течение десятилетия до этого, Патриархом Московским и всея Руси.
Выпускник НДС Петр Знаменский за «Руководство к русской церковной истории» в 1871 году получил Макарьевскую премию. Книга выдержала пять изданий, и учебный комитет при Синоде рекомендовал ее в качестве учебника для семинарий. В 1892 году Знаменский получил от Московского университета степень доктора русской истории gonoris causa, был избран членом-корреспондентом Академии наук и почетным членом Казанского университета. Его трудами до сих пор пользуются студенты духовных учебных заведений.
Учеными изысканиями прославился и другой воспитанник семинарии — профессор Александр Катанский. Он был убежденным сторонником исторического метода в богословии и деятельно проявил себя в славянофильском кружке Ивана Аксакова; его избрали почетным членом сразу три духовные академии: Санкт-Петербургская, Казанская и Московская.
Своим педагогическим призванием Нижегородской семинарии обязаны многие талантливые воспитатели и учителя, в том числе лицейский наставник Александра Пушкина Василий Архангельский и автор знаменитого «Русского букваря», который издавался 118 раз, Василий Вахтеров.
В числе известных иерархов Церкви, считавших НДС своей alma mater, архиепископы Херсонский Иустин и Донской Иоанн, епископы Томский Порфирий, Оренбургский Антоний, Курский Михаил, Вологодский Алексий, Красноярский Евфимий, Горийский Вениамин и другие.
Алексей Дьяконов, преподаватель НДС
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.