Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Жизнь с Каиновой печатью
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (202) 21:06, 2 марта 2021

Жизнь с Каиновой печатью

Грех, исказивший лицо человечества

Продолжая вчитываться в Священную историю Ветхого Завета, мы переживаем частные события в жизни первых людей, ставшие основой глобальных изменений в жизни всего человеческого рода. На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух старших сыновей Адама и Евы волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остается актуальной спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.

На востоке от рая

Лишившись жизни в раю, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта внерайская страна стала колыбелью человечества. Началась жизнь, полная трудностей. На Адаме стал исполняться приговор Божий: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт 3:19). Тяжелый труд земледельца должен был служить ему постоянным напоминанием о создании его из праха земного и приводить к истинному, смиренному о себе мнению. Возмечтавшему стать «как боги» необходимо было убедиться, что сам по себе он ничего не может, что ему невыносимо трудно без Бога.

Прошли годы, и появилось первое поколение рожденных людей. Ева пережила предреченные Господом и неизвестные ей до этого беременность и болезненные роды. На свет появилось новое, дорогое для нее существо. Своего первенца она назвала Каин, что значит «приобрела я человека от Господа». Наказание сделало Еву благоразумнее: она осознает, что рождением сына обязана не себе, а Богу, и испытывает признательность Творцу.

Рождение детей стало для нее и мужа прообразом грядущего воскресения: на смену умирающим приходят полные сил. Адам и Ева надеялись, что Каин в сравнении с ними явит в себе большую святость и будет им великим утешением, приближая время избавления от первородного греха. Однако вскоре они убедились, что время исполнения обетования еще далеко, и второго сына назвали Авель, что значит «призрак, пар, суета».

Повзрослев, Каин занялся земледелием, Авель — скотоводством. Братья стали основателями двух изначальных занятий человечества. Каин доставлял семейству плоды земли, Авель — молоко, шерсть и шкуры.

Жизнь молодого человечества стала налаживаться и как будто обещала быть безмятежной, однако уже в первом поколении с жестокой силой проявились следствия первородного греха.

Жертва пренебрежения

Зависть — страшный грех, дотоле не знакомый человечеству — привел Каина к невиданному еще в мире злодеянию. Однажды по установленному в доме отца обычаю братья приносили жертвы Богу. Авель с любовью выбрал самое лучшее животное, а Каин взял выращенные плоды, какие попали под руку.

Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Авель принес жертву по выбору, а Каин — без выбора. Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или класы, или вместе с класами и плоды, бывшие в то время. Хотя жертва его была скуднее жертвы брата его, но если бы он принес не с пренебрежением, то и его жертва была бы угодна, как жертва брата его… В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения». Каин небрежно, без сердечного участия исполнил положенное. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» размышляет: «Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение (Авеля) и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: «и от туков их», сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего».

«И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел». Как гласит предание, дым от жертвы Авеля быстро возносился к небу, а от жертвы Каина — стелился по земле. Явное предпочтение, оказанное Богом Авелю, обличало жестокое сердце и злые дела Каина. Вместо смирения и признания своего неблагочестия Каин разгневался и возненавидел брата.

Изгнанник

Господь стремится отвратить Каи­на от греха, взывая к его свободной воле: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:6–7). Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «Смотри, возлюбленный, какое несказанное снисхождение попечения! Бог видел, что Каин объят… страстию зависти:  <и> прилагает соответствующее… врачество… так как ты согрешил, то умолкни, успокой свои помыслы, освободись от напора волн, осаждающих твою душу, укроти волнение, чтобы к прежнему греху не прибавить тебе другого тягчайшего… Но… Каин не получил никакой пользы. Таково различие во внутреннем расположении (Каина и Авеля), такова сила зла!»

Вызвав доверчивого брата в поле, «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт 4:8). Господь не спешит наказать убийцу. Чтобы расположить его к раскаянию, Он спрашивает, словно не зная о случившемся: «Где Авель, брат твой?» Убийца дерзко отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Тогда Гос­подь обличает преступника и выносит Свой приговор: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:10–11).

Тяжесть наказания сломила Каина, убийца затрепетал от мысли о мести. «Наказание мое больше, нежели снести можно, — сказал он Господу, — и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Но Господь оставляет право вершить суд за Собой: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 4:15). Таким знамением, возможно, служило особое выражение лица, искаженного скорбью, страхом и отчаянием. И впоследствии, встретившись с этим глубоко несчастным человеком, никто не трогал его: ни дикий зверь, ни человек.

Святитель Филарет (Дроздов), изъясняя историю двух братьев, делает попытку исследовать загадочное «знамение»: «Тогда внешняя природа человека, сотворенная отпечатком внут­ренней, менее была искажена и разрознена с сею последнею, ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих».

Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он ушел от них, как сказано, с женой, и поселился еще дальше на восток от Эдема. Откуда же произошла жена Каина? Адаму дано было повеление плодиться и размножаться, и он жил до 930 лет. У него должны были быть сотни детей. Как известно, после рождения Сифа — «другое семя вместо Авеля» (Быт 4:25) — он жил 700 лет и также «роди сыны и дщери» (Быт 5:4–5). Как утверждает преподобный Ефрем Сирин, между потомками Каина и другими детьми Адама не было супружеских союзов. Возникли две непересекающиеся ветви потомков рода человеческого: последователей Божиих и Его отступников, или, как позднее описывает блаженный Августин, Град Божий и Град Человеческий.

Как же могло быть, что Каин женился на своей сестре? Очевидно, что человечество и законы, по которым оно жило, сильно отличались от современных. Удаленный от остального общества людей, Каин, от природы суровый и упорный, еще с большим упорством должен был бороться с природой и внешними условиями жизни. Так он стал первым человеком, который построил город, дав начало оседлой жизни.

Святые отцы о первом братоубийце

Образ первоубийцы в святоотеческом понимании нашел широкое истолкование.

Святитель Кирилл Александрийский говорит о Каине как прообразе всех грешников: «Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй — тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему… Третий же… неукротимая зависть. Четвертый — то самое: «пойдем на поле» — доказательство коварства и лести. Пятый — преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом».

Преподобный Ефрем Сирин делает особый акцент на лживости Каина: «Умертвив брата своего, он ложно уверял родителей своих, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу… Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля; тогда является Каину Бог».

Святитель Тихон Задонский считает, что главной причиной братоубийства была зависть: «Цель в том, чтобы того, кому завидуют, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого…»

Святитель Феофан Затворник говорит о духовном огрубении Каина («окаменение сердца», характерное для закоренелых грешников): «То дивно, что после убийства он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт… Печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу».

Святитель Амвросий Медиоланский учит, что «Каин представляет народ Иудейский, Авель — Христа… Иудеи, видя знамения, творимые Христом, убили Того, Который был братом их по плоти». Как подчеркивает блаженный Иероним Стридонский, в священной истории многие старшие дети отвергались Господом из-за их нравственных недостатков.

Наиболее красочно состояние первого убийцы описывается в Великом каноне преподобного Андрея Критского, который призывает молящегося сокрушенно восклицать: «уподобившись Каину, я сознательно сделался убийцей своей души», «Мы, злосчастная душа, как Каин принесли порочную жертву — нечестивые дела и непотребную жизнь; потому-то мы и осуждены». Как видно, он придерживается общепринятого толкования образа братоубийцы как прообраза всех грешников.

иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.