Многие из нас подходят к началу Великого поста с камнем на сердце или даже страхом. Пугает разное: длительность, строгость, отказ от любимых привычек и маленьких радостей, утомительные богослужения и хроническая на фоне весеннего авитаминоза усталость… Как не сорваться и дойти до конца, встретить Пасху с чистым сердцем и радостью? Как почувствовать, что пост не испытание, а «весна души»? На вопросы читателей отвечает настоятель собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
Из года в год одна и та же проблема: начинаю поститься внимательно, с напряжением внутренних сил, а к Пасхе теряю собранность, расслабляюсь. Подскажите, как войти в ритм поста, взять правильный старт и распределить силы?
— О том, как рационально распределить силы на время Четыредесятницы, чтобы воздержание было в радость и на пользу душе, учат святые отцы и монашествующие, это их область знания. О чем же говорят они? Ко времени Пасхи острота духовной жизни должна усиливаться. Человек, безусловно, свободное существо, и пост — дело добровольное. Но, в то же время, осмысленное: зачем я пощусь? Чтобы стать чище. Для чего? Чтобы стать ближе к Богу. И еще чтобы стать сильнее. Духовно, прежде всего. Ведь и Христос, перед тем как начать Свое общественное служение, постился в пустыне. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «…постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению…» А мы, в отличие от Богочеловека, очень даже нуждаемся во врачевании.
Если наш сознательный выбор выпал на пост, то необходимо правильно распределить силы. Время поста дает возможность собраться, появляется мотивация к воздержанию и молитве. Первое, что мы делаем, это очищаем от мусора душу. Своеобразная ревизия. Тут нам в помощь Великий канон преподобного Андрея Критского. Настроились — вошли в пост. И не даем себе никаких послаблений. Но разумно. Как в спорте: если сразу рвануть изо всех сил, то едва ли их хватит до финиша. Умный спортсмен экономит силы, разумно распределяет их, чтобы хватило на всю дистанцию, особенно в конце, когда будет труднее.
Хорошей поддержкой является посещение богослужений. Церковь заботится о нас, предлагая по мере возрастания поста определенные службы: вынос Креста, чтение жития преподобной Марии Египетской, службу субботы Акафиста и др. Кроме того, таинства: соборование, исповедь, причащение Святых Таин. Если не просто заглядывать в календарь и ждать, когда же пост закончится, а осознанно проводить его, тогда сил хватит достойно встретить Воскресение Христово, которое как свет впереди. К этому свету мы идем.
На время поста Церковь призывает нас поменять привычный образ жизни: отказаться от развлечений, суеты и больше времени уделять молитве и чтению духовной литературы. Но ведь работа, семья, воспитание детей — от этого нас никто не освободит. А покаяние и суета несовместимы. Как можно каяться Богу, когда у тебя в голове миллион разных направлений?
— Если «в голове миллион разных направлений», то едва ли найдется там место для покаяния. Если нас устраивает то, как мы живем, если не хотим в себе ничего менять, не видим, что мешает душе быть чистой, то в чем же каяться? Мы и необходимости в покаянии не видим. Или каемся формально: не то съел, не то посмотрел, не то сказал, а главного не замечаем. Святые отцы советуют, прежде всего, заглянуть в себя через увеличительное стекло: может, я завистлив, может, злопамятен, может, жаден, сребролюбив? От чего мне хотелось бы избавиться? А если я стараюсь жить, как заповедал Христос, но не получается, то прошу у Него помощи, осознаю свою духовную нищету и слабость. Но когда человека все устраивает, он так и останется со своим «миллионом направлений в голове». И не нужна ему исповедь. Или будет каяться формально и при том еще и сетовать, почему в жизни все не так, как надо.
В последние годы в канун Великого поста начинают раздаваться голоса, что пища не главное, что можно мясо есть, лишь бы людей не есть, мол, не надо фарисействовать. Якобы пищевые ограничения совершенно не важны. Мои знакомые, которые редко ходят в храм и почти не соблюдают посты, эти аргументы ставят мне в укор. Как относиться к этому мнению? Возможен ли пост без ограничения в пище?
— Отказ от скоромной пищи не главное, но необходимое. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя…» А вот что говорит преподобный Ефрем Сирин: «Но кто, постясь, ненавидит брата своего, тот перед Богом то же, что предающийся объядению; потому что он исполнен обмана и ненависти и утратил любовь нашего Господа…» Вот, оказывается, что главное! Святитель Василий Великий так говорит: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Видишь, христианин, каков пост душевный?..»
И еще: «Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но апостол пишет, что всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим 14:5)…» Это слова преподобного Амвросия Оптинского.
В то же время пост без ограничения в пище просто не получится. Да, главный смысл поста не в голодании, а в труде души. А еда должна быть простой, но достаточной для сохранения сил и на молитву, и на повседневные дела. Мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены. Но физическое воздержание помогает нам оставаться в форме, укрепляет волю, не дает расслабиться, учит послушанию воле Божией.
Покаяние — главный призыв любого поста, а Великого в особенности. Но что делать, если этого особенного чувства сокрушения не возникает? Есть осознание, что те или иные мои поступки и мысли являются нарушением Божиих заповедей, закона любви к Богу и ближним. Отчет о содеянном на исповеди происходит на уровне разума, без участия сердца. Почему так происходит, и как разбудить свое сердце?
— Святые отцы учат ко всему подходить с размышлением. Преподобный Никон Оптинский (Беляев) пишет: «Чем меньше ешь, тем меньше хочется, теперь я это испытал на самом деле! И я заметил, что я больше, чем обыкновенно, слушал службу и более она мне нравилась. Теперь я начинаю понимать смысл поста: и телу, и душе становится как-то хорошо…» Как уже говорилось, участие в богослужениях, в таинствах, ревизия души — все это поможет «разбудить сердце». Конечно, нужны усилия, работа. Об этом и Сам Спаситель говорит нам: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф 11:12). Без труда, как известно, ничего не получится.
Есть ли признаки неправильного поста? Как понять, что пост идет не на пользу?
— Если пост не в радость, а лишь тяжкая обуза, если сердце не отзывается на молитву и нет желания что-то изменить в своей жизни, то смысл поста теряется. Но это не значит, что поститься не нужно. Это значит, что пора пересмотреть правила своей духовной жизни. Читайте Евангелие и святых отцов. Совет, возможно, банальный, но лучше этого ничего еще не придумано. Вот притча о мытаре и фарисее: ну, разве не про каждого из нас? Христос нам прямо говорит, как нужно поститься: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…» (Мф 6:17–18).
Кто должен определять меру поста: устав, священник или сам постящийся?
— Преподобный Моисей Оптинский (Путилов) советует духовным чадам: «В рассуждении святой Великой Четыредесятницы советую вам по мере сил каждого держать правило молитв и поста, чтоб от излишнего подвига не унывать. В первую седмицу, ежели вместительно употребление пищи через день, хорошо, а если немощны, употребляйте без сомнения всякий день с воздержанием и чтение общее проходите с умеренностью и согласно друг с другом…» А прежде него говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «Как должно остерегаться пресыщения, точно так должно остерегаться и излишнего воздержания…» Вот так, следуя Уставу, советуясь со священником, беря на вооружение советы святых отцов, человек определяет для себя меру поста.
Эпохи, сменяющие одна другую, накладывают и на духовную жизнь свою характерную печать. Суетность городов с их расстояниями и перемещением, ежедневный перегруз информацией — все это приводит и к физическому, и к психическому истощению. В чем современные особенности постного подвига? Или пост — понятие безусловное?
— Конечно, безусловное. Но для того, кто живет духовной жизнью. Для верующего человека, старающегося жить по заповедям, нет никакой разницы, какое на дворе время. Человек по сути тот же, что и во дни Христа. Разве можем мы вычеркнуть хоть одну заповедь из Закона или Нагорной проповеди как уже не актуальную? Нет. Для нас, людей XXI столетия, все так же важно и трудно, и радостно, и необходимо держать пост. Зачем? Святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Потому ты и воздерживаешься от снедей, чтобы тебя питал Дух, и удаляешься от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений». Разве не того же ожидает от Бога верующий человек и сегодня?
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.