Для большинства россиян эти места ассоциируются с воспетой поэтами природой, горами, полезными минеральными источниками, местом последних дней жизни великого Лермонтова. В Пятигорске до сих пор сохранился домик, в котором он жил, из которого отправился на дуэль и куда его, убитого, привезли друзья. В этом феврале Кавказские Минеральные Воды открылись для меня с другой стороны. Оказывается, здесь большое количество святых мест, поклониться которым приезжают тысячи туристов и паломников со всех уголков нашей страны.
В Минводы мы летели самолетом из Нижнего Новгорода с пересадкой в Ростове-на-Дону. Из иллюминатора наблюдали за просторами Ростовской области и Ставрополья: ближе к Минеральным Водам белоснежные бескрайние поля сменялись горными пейзажами. Красиво! Город встретил нас легким морозцем. После наших минус 25 их минус восемь показались курортом.
Местный житель Александр — наш добровольный гид по региону и коллега моего мужа — в ответ на «А у вас тепло!» усмехнулся: «Это разве тепло! Обычно у нас в районе нуля в это время года. И снега нет. Он выпадает и сразу тает». А в этом году снег был. Каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце были опушены им.
— Вас в Пятигорск, в отель или сразу окрестности начнем осматривать? — спросил Саша.
— Конечно, окрестности, — хором ответили мы.
— Тогда начнем с Бештау!
Кавказский Афон
Гора Бештау — самая высокая из 17 гор вокруг Пятигорска. Но не высотой покорила нас эта вершина. Слева и справа вдоль дороги, по которой мы поднимались вверх, стояли усыпанные снегом деревья. Соединяясь вершинами под тяжестью снега, они образовывали своеобразный тоннель, в просветах которого проглядывало ярко-голубое небо. Не успев перевести дух от красоты, мы в очередной раз ахнули, когда нашему взору после очередного поворота открылся терракотового цвета храм с золоченым крестом на куполе.
— Второафонский мужской монастырь, — объявил Саша. — Каждый православный, кто к нам приезжает, старается здесь побывать.
Историческая справка рядом со входом в обитель гласит, что с IX до XV века вблизи Бештау был византийский монастырь. В 1904 году русские монахи, выходцы со святого Афона, решили заложить на склоне горы новую обитель, напоминающую им о греческой святыне. Она была названа Второафонским Свято-Успенским Бештаугорским монастырем. Разрушенный в 1927-м, монастырь начал возрождаться в 1999 году.
Сердце обители — Успенский собор, построенный в византийском стиле. Это он встречает всех приходящих и приезжающих сюда. Церковь пока недействующая, сейчас в ней ведется внутренняя отделка, а службы проводятся в рядом стоящем небольшом храме Георгия Победоносца. Именно с его строительства началось возрождение обители.
— Когда строили, здесь ничего не было: ни света, ни газа, ни воды, ни даже дороги, чтобы привозить стройматериалы, — рассказывает игумен Мелетий (Мягких). Мы познакомились с ним в Георгиевском храме. Монах оказался очень общительным и, видя наш неподдельный интерес к святому месту, с удовольствием рассказывал о том, как было и как стало. — Воды до сих пор нет, только привозная. Ну да ничего, мы привыкли. Хорошо здесь!
Из своих 63 лет отец Мелетий 36 монашествует. До того несколько лет был военным. В этом монастыре живет уже восемь лет. Кроме него здесь подвизается еще девять насельников от 25 до 67 лет. А настоятелем — архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов).
На территории обители находятся церковно-исторический музей, пекарня и пасека. Братский корпус очень красивый. Как и вся территория монастыря, уютная и ухоженная — не хочется уходить. Представляю, как здесь в теплое время года! Говорят, в мае около монастыря цветут огромные маки.
— Паломников у нас всегда много, — рассказывает продавец в церковной лавке. — Люди приезжают помолиться перед мощами великомученика Пантелеимона (в Георгиевском храме есть мощевик с частичкой мощей этого святого), перед Иверской иконой Божией Матери начала XIX века. И приход есть сложившийся, хотя в шаговой доступности нет никаких населенных пунктов. Люди приезжают к нам на службу из Железноводска, Лермонтова и Пятигорска.
Для тех, кто соберется побывать в обители, важно помнить, что по понедельникам монастырь закрыт для посещения. В остальные дни сюда можно приехать с шести утра до шести вечера. Место это невероятно красивое, все сделано с любовью и любовью дышит. А гостеприимство монахов и работников монастыря вы оцените сами.
Молодой монастырь
Недалеко от города Ессентуки расположен Свято-Георгиевский монастырь, единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах. Ехать сюда от Пятигорска, где мы остановились, минут 30–40 на машине. Белостенный храм виден издали. Он стоит на самой вершине горы Дубровки. Она хоть и в два раза ниже Бештау, но и с нее виды открываются самые живописные: с одной стороны Эльбрус, с другой Бештау.
Монастырь совсем молодой: его создание началось в 2003 году, а спустя три года он был открыт официально. Помимо храма и сестринского корпуса здесь есть купальня, водосвятный источник, колокольня и приют для девочек. Монахини сами ведут хозяйство: пасут коров, разводят кур, обрабатывают сад с огородом, делают вкусный сыр, который можно отведать в церковной лавке.
Но главное здесь, конечно, молитва. Ради этого в монастырь ежедневно приезжают сотни паломников. Хоть мы и были в обители в будний день, народу в храме наблюдали немало. Тепло и радостно стало на душе, когда на стене справа я увидела иконы батюшки Серафима и Собора Дивеевских святых с частичками мощей святого и всех преподобных жен Дивеевских. Есть здесь и частица мощей покровителя обители великомученика Георгия, а также преподобного Ионы Киевского, великомученицы Варвары, преподобномученицы великой княгини Елисаветы и многих других святых.
Иерусалим на Кавказе
Мимо храмового комплекса Петра и Павла, который находится в нескольких километрах от женского Свято-Георгиевского монастыря, точно не проедешь: 22-метровая статуя Христа Воскресшего видна отовсюду. Это самая высокая статуя Христа в России. Обращенный лицом на Кавказский хребет, Он как бы благословляет весь Кавказ. Для кого-то это может показаться удивительным, все-таки мы привыкли считать эти места мусульманскими. На самом деле эта земля христианская издревле: еще в Х веке здесь была учреждена Аланская митрополия, построены храмы.
Но вернемся к комплексу. Его историю нам поведала Наталья, которая несколько лет назад пришла сюда, увидела и решила остаться. Устроилась на работу и с тех пор каждый день приезжает из Пятигорска. Более 70 лет назад на территорию Кавказских Минеральных Вод переехала большая группа переселенцев из Грузии. Это были в основном православные греки, у которых есть традиция: на новом месте обязательно нужно построить храм или часовню. В те времена это было невозможно, но в 1990-е ситуация изменилась. Так, в 1999 году Николай Алексов, грек по национальности, по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона приступил к строительству храма в честь святых апостолов Петра и Павла. На месте пустыря, заросшего бурьяном, выросла сначала одна церковь, потом другая. Постепенно богоугодное дело перешло к сыну. Теперь уже Павел Алексов, его братья и дети занимаются обустройством прихода.
Первыми за калиткой комплекса нас встречают… античные философы Гомер, Аристотель, Платон, Плутарх, Софокл и другие. Их бюсты установлены на аллее, ведущей к Петропавловскому храму. Под каждым изваянием — таблички с высказываниями мудрецов, где они так или иначе пророчествуют о грядущем Христе. Напомним, античных философов, как и ветхозаветных пророков, часто называют «христианами до Христа».
Кроме Петропавловской на территории комплекса есть еще одна церковь — в честь Успения Божией Матери — и несколько часовен: Троицы Живоначальной, Всех Небесных сил бесплотных, Успения Пресвятой Богородицы, пророка Илии и Воскресения Христова. В каждой тихо-тихо звучат греческие песнопения. Слышать самим нам не довелось, но, по словам Натальи, они чередуются с духовными песнопениями на русском языке.
Чуть дальше находится несколько объектов, напоминающих о событиях земной жизни Спасителя: пещера Рождества Христова, беседка Вознесения, Гефсиманский сад, где высажено несколько десятков деревьев.
Для новобрачных, которые очень любят приезжать сюда, имеются особые «венчальные врата»: в широкой арке посередине бьют в колокол молодожены, а по бокам в маленьких арках звонят их друзья или родители. Венчают врата иконы. С одной стороны — Петра и Февронии Муромских, с другой — Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы.
По широкой лестнице мы поднимаемся к скульптурному образу Христа Воскресшего. Огромный, он венчает маленькую часовню Воскресения Христова, созданную по подобию Кувуклии иерусалимского Храма Гроба Господня. Сама скульптура выполнена методом монолитной заливки из белой мраморной крошки. Говорят, ее установка шла не очень гладко. Но на одном сложном и опасном этапе строительства на арматуру сел белый голубь, вселив в людей уверенность в том, что все будет хорошо.
Лесенки, скамеечки, фонтаны, мостики, многочисленные цветники с розами, мощеные дорожки. Здесь необыкновенно уютно! А будет еще красивее, уверяют люди знающие. И появятся новые святыни. В планах ктиторов — строительство храма в честь святого Паисия Святогорца. Задумано многое, даст Бог, все планы воплотятся в жизнь.
Храм Христа Спасителя
Величественный, с потрясающей атмосферой и удивительной росписью собор стоит в самом центре Пятигорска. Рядом Соборная площадь, в шаговой доступности — парк «Цветник». Колокольный звон — отдельная тема. Или звонарь там гений, или колокола самого высшего качества, а скорее всего, и то, и другое. Несколько раз наблюдала, как люди, явно приезжие, останавливались и стояли как вкопанные, когда с колокольни звучал торжественный перезвон.
Сам собор очень напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. И неудивительно. В 1830-х годах, зная о желании Николая I построить в Пятигорске каменный собор с пятью главами, академик Тон, который в это время работал над проектом Храма Христа Спасителя, предложил уменьшенную копию этого проекта для Пятигорского храма.
Истории этих соборов тоже перекликаются: до Октябрьского переворота были главными храмами своих городов, затем безжалостно взорваны, чтобы уже в 1990-е возродиться буквально из ничего.
Пятигорский собор был вновь выстроен на том же самом месте и по тому же самому проекту. Он рассчитан на тысячу молящихся, но впечатляют не столько масштабность и прекрасные росписи, сколько святыни, здесь находящиеся.
Прихожане выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к ковчегу с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. В Иверском приделе — список чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Он был принесен сюда в 1874 году с Афона. Когда храм был разрушен, люди смогли спасти святыню. Между центральным и Иверским приделами — небольшой столик, на котором установлен ковчег с частицей величайшей святыни всего христианского мира — Животворящего Креста Господня. Это подарок храму от одной благочестивой семьи.
За пять дней пребывания в Пятигорске мы успели окрепнуть и духовно, и физически. Многочасовые прогулки по окрестностям, посещение святых мест и экскурсионных маршрутов, лечение минеральной водой и, конечно, общение с людьми. Местный народ очень доброжелательный и гостеприимный. Это место влюбляет в себя. Кто побывал здесь однажды, обязательно захочет сюда вернуться!
Текст и фото: Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.