Текст Андрея Рукавишникова. Фото Алексея Козориза
23 мая, в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном, день памяти святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Котласский и Вельский Василий, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
По окончании литургии управляющий Нижегородской епархией обратился к собравшимся в храме со святительским словом. Он рассказал о том, как 800 лет назад на слиянии Волги и Оки святой благоверный князь Георгий Всеволодович и его духовный наставник епископ Владимирский и Суздальский Симон основали Нижний Новгород.
17 февраля, в день памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода, в Александро-Невском кафедральном соборе состоялась торжественная встреча иконы святителя Симона. Образ написан монахами Свято-Успенской Киево-Печерской лавры по благословению Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины, и наместника обители митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедева) специально к 800-летию Нижнего Новгорода. Икона освящена на честных мощах епископа Симона, которые пребывают в Ближних (Антониевых) пещерах. Святыня будет находиться в Александро-Невском кафедральном соборе до освящения в Нижнем Новгороде храма в честь святого благоверного князя Георгия Всеволодовича и святителя Симона. Затем образ будет перенесен в этот храм для постоянного пребывания.
Святитель Симон был пострижеником Киево-Печерской обители и стал известен как один из описателей жизни преподобных отцов Киево-Печерских. В 1206 году был назначен игуменом Владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, а в 1214 году, по желанию князя Георгия Всеволодовича, поставлен первым епископом Владимира-на-Клязьме и Суздаля. В 1218 году владыка Симон освятил храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году – соборную церковь в Суздале.
Великий князь Георгий Всеволодович глубоко почитал своего духовного наставника. В период ссылки в Городце с 1216 по 1218 год святитель добровольно разделил участь опального правителя. По преданию, именно в это время родилась идея основания Нова Града на Дятловых горах: эта местность напомнила князю Георгию окрестности Киева.
Накануне преставления в 1226 году епископ Симон принял схиму. Первоначально его тело было погребено во Владимире, а через несколько лет, согласно завещанию, перенесено в Киево-Печерскую лавру.
Справка:
В Неделю четвертую по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного (парализованного) Господом Иисусом Христом. В этом исцелении мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения.
Была в Иерусалиме купель, которая называлась по-еврейски Вифезда, то есть дом милосердия. Возле нее лежало множество больных, хромых, сухих. Ангел Господень во всякое лето сходил в купель и возмущал воду. И по возмущении воды тот больной, который входил в купель первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какой бы ни была его болезнь. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому, там постоянно собирались болящие.
Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купели, Он увидел около нее множество лежащих больных. Каждый из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в купель. Между прочими больными был один человек, который 38 лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его и сказал ему: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус сказал ему: «Встань, возьми одр свой и ходи» (Ин 5:6-8).
Больной тотчас выздоровел, взял свой одр и пошел. Бывшие тут иудеи разгневались и сказали исцеленному, что не следует ему брать своего одра, потому что день был праздничный. Но он отвечал им: «Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи» (Ин 5:11). «А кто Тот Человек?» — спрашивали они. Но он не знал, Иисус скрылся в народе. Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: «Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже» (Ин 5:12–14).
Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне), которые звучат в этот день за богослужением. Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождением на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней, как душевных, так и телесных.
Иконография исцеления расслабленного представляет собой изображение Иисуса Христа, исцелившего расслабленного возле купели, вокруг которой лежат болящие, «чающие движение воды». Исцеленный изображен со своим одром, который он держит на себе.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.