Основатель Киево-Печерской лавры родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он чувствовал стремление к духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон, где принял постриг и начал совершать свои монашеские подвиги.
До сих пор сохранилась пещера, где преподобный в уединении совершал духовные труды. Когда он приобрел духовную опытность, игумен дал ему послушание идти на Русь и насадить иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда он добрался до Киева, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал вести строгую иноческую жизнь, которой славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве.
Вскоре молва о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, бывший иереем, вторым — преподобный Феодосий.
Ученик и сподвижник святого Антония, Феодосий провел свою молодость в Курске. С ранних лет он каждый день бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью и смирением. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф 10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал заботиться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря.
Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. В новооснованной обители занимались делами милосердия. Так, каждую субботу отсылали целый воз хлеба заключенным в темницах.
Из сочинений преподобного Феодосия известны два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской Церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобные Нестор Летописец и Симон.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.