Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > О смирении, стеснении и макаронах
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (211) 21:35, 15 июля 2021

О смирении, стеснении и макаронах

Как влиться в приходскую семью?

Как влиться в приходскую семью?

Каждое воскресенье православный человек спешит в храм (должен, во всяком случае) и молится на Божественной литургии. Церковная община — это особый организм, и приходская жизнь в наше время насыщена. Это не просто службы, но и воскресные школы, и паломнические поездки, множество разных мероприятий… У прихожан в связи с этим возникают иногда сомнения и недоумения, а иногда и вопросы богословского уровня. На них отвечает клирик храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» иерей Олег Фролов.

Обязательно ли ходить постоянно в один храм? У нас в Нижнем Новгороде, да и по области, недалеко от города, много церквей, и старинных, с историей, и построенных не так давно. Все очень красивы, хочется побывать в каждом, посмотреть на роспись стен, на иконы. К тому же в них разные святыни. Поэтому мы с мужем стараемся каждый раз посетить какое-то новое место. Ведь это не возбраняется, не обязательно придерживаться одного прихода?

— Конечно, можно посещать разные храмы, но желательно все-таки выбрать для себя один приход, свою церковь, куда вы будете ходить постоянно. Я бы вам посоветовал ездить в паломнические поездки, посещать другие церкви, но не чаще, чем раз в месяц. А три недели стараться ходить в один и тот же храм, который вам по душе, к одному священнику, участвовать в богослужении, в приходской жизни, помогать, чем можете. И исповедоваться лучше тоже у одного священника, который будет знать вас: внутреннее устроение, жизненные принципы, семейные и иные обстоятельства вашего земного пути. С помощью Божией и при наличии этого знания батюшке легче дать вам мудрый совет, разрешить какой-то вопрос. Но всегда, приходя к священнику, следует помолиться и попросить Бога открыть Его святую волю через этого священнослужителя.

В последние годы много говорят о том, что приход должен быть единой семьей. Но как стать частью этой семьи? Я уже долго хожу в храм. Здесь приход сложился, многие общаются между собой. Я слышу, спрашивают о домашних, о здоровье прихожан, которых сегодня нет. Но мне влиться в этот коллектив не удается. Я человек не слишком, но все-таки пожилой. И, надо сказать, довольно стеснительный. А очень хотелось бы стать частью общины. Посоветуйте, как быть.

— Приход церкви — это, действительно, семья, которая учит христианина любить Бога и ближнего, жить в мире, ничего не боясь, предав себя всеблагой воле Господа. В эту семью человек приходит сам, горя желанием быть в ней и при этом проявляя активность. Он сам решает, чем ему заниматься: просто ходить на богослужения или чем-то помогать храму. Ничто так не сплачивает людей, как совместный, соборный труд. Можно, например, участвовать в подготовке к праздникам, преподавать в воскресной школе, делать приходской сайт — дел на приходе множество! Еще я бы посоветовал узнать, не организуются ли у вас паломнические поездки. Как правило, они есть. Вот и посетите вместе с теми, кто рядом с вами стоит на службе, святые места. Совместное паломничество объединяет. Не нужно стесняться предложить свою помощь, высказать заинтересованность. Вы не ребенок, с помощью Божией сможете преодолеть свою стеснительность. Нужно просто после службы обратиться к батюшке, объяснить свою ситуацию. Помоги Господи!

Несколько раз уже на исповеди священник мне добродушно говорил: «Гордынька у вас. Смиряться надо». И я каждый раз пытаюсь. Но все мое существо восстает, когда со мной поступают несправедливо. Меня просто унижают, а я должен смиряться!

— Самый главный пример смирения для нас — это Христос. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф 11:28–30). Иго Хрис­та — смирение и кротость, поэтому кто смиряется перед всяким человеком, тот имеет покой, живя без смятения, тогда как любящий славу и горделивый постоянно находится в беспокойстве, пытаясь сохранить свой авторитет или положение. И, как нас учит Святое Евангелие, если мы научимся смиряться и терпеть все, что нам посылает или попускает Господь, то жить станет гораздо легче. Конечно, когда мы будем пытаться смиряться, вся нечистая сила начнет восставать на нас и станет пытаться сбить с праведного пути, нажимая на наши слабые места — гордыню и тщеславие. Поэтому мы должны прикладывать максимум усилий, крепко «взяв в руки» свои эмоции, терпя поношение и уничижение. И когда Господь увидит максимально приложенные наши усилия, Он даст нам то, чего не хватает, чтобы побороться с этим грехом. Единственное, когда мы можем не смиряться, — это когда унижают наших братьев и сестер, нашу веру. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», — говорит нам святитель Филарет (Дроздов).

Я с самой юности предпочитала брюки, шорты (не в храме, конечно), никогда не смущалась глубоким декольте. А после того как начала воцерковляться, стала понимать, что что-то смущает меня в собственной одежде. Стала ловить себя на мысли, что неловко себя чувствую в слишком коротких шортах и топе, слишком открытой футболке. Не в храме, а просто на улице. Ведь наша русская традиционная одежда всегда была целомудренной. Она закрывала большую часть тела, не обтягивала его, а наоборот, скрывала, в отличие, например, от западноевропейских нарядов. Но, рассуждая так, думаю, не перегибаю ли я палку, не становлюсь ли ханжой, ведь главное — это внутреннее состояние души, а не внешний вид.

— Если мы будем вспоминать слова из Святого Евангелия, сказанные Господом нашим Иисусом Христом: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою» (Лк 17:2–3), то мысли о ханжестве уйдут сами собой. Господь нам здесь четко говорит, что с нами лучше сделать, если мы для кого-то явимся соблазном. С горечью надо признать, что в наше время производители одежды вряд ли задумываются о том, чтобы она была целомудренной. Скорее, наоборот, поскольку существуют модные тенденции, и они диктуют, что надо шить, следовательно, что надо носить людям. И люди привыкли носить то, что все носят. В результате даже некоторые родители делают соблазном своих подросших детей, не пытаясь воспрепятствовать ношению ими непристойной одежды. А что? Ведь все так ходят? Но, справедливости ради, нужно сказать, что не все. Хотя многие. Вы правы в том, что внутреннее состояние человека важно. Но и внешний вид должен соответствовать. Потому что первое, что видят окружающие нас люди, — это наш внешний вид. Главное, что мы должны воспитывать в себе, — понимание, что мы всегда, каждую секунду, находимся перед лицом Божиим. И тогда даже наедине мы не будем излишне оголяться.

У нас на приходе провели конкурс среди детишек. Надо было сделать поделки к празднику, а потом была выставка. Я ее посетил и, честно говоря, был несколько шокирован. Нас с детства приучали бережно относиться к хлебу. И тут вижу вазы и картинку из макаронных изделий и риса. Панно из рисовых зерен. А еще, я знаю, популярны поделки из соленого теста. Правильно ли это? Я уже не говорю о том, что и в наше время есть люди, которые недоедают.

— К поделкам из теста, которыми потом украшают стены, отношение у меня отрицательное. И по поводу картинок из макарон хочется сказать, что, видимо, люди, которые их изготовили, не голодали, но, наверное, слышали и читали о блокадном Ленинграде. Я хорошо помню, как мой родной дед, который в Великую Отечественную войну был ранен и остался инвалидом, всю свою жизнь собирал остатки хлеба, сушил их и складывал в мешочек. Потому что не знал, всегда ли будет достаток, вдруг когда-нибудь, может, пригодятся эти сухари. И меня он учил с уважением относиться к пище. Недаром мы каждый раз молимся перед едой и после трапезы, благословляем то, что дал нам Господь для подкрепления физических сил. А к хлебу, конечно, нужно относиться особенно благоговейно, тем более, на нем идет служба в храмах, Божественная литургия.

У меня осталось довольно много детской одежды. Дети подросли. А одежда хорошая. Принесла в храм, хотела отдать кому-нибудь, у нас есть многодетные семьи. Подошла к одной мамочке, к другой. Не берут. И ведь не сказать, чтобы были обеспеченные. А потом одна женщина мне шепчет: «Здесь не принято». Раньше я жила в другом районе города, тоже в церковь ходила. Там женщины друг другу детские вещи отдавали, это было нормально. И мне отдавали. И среди родственников детские вещи всегда переходили от одних к другим. Ведь приход — это семья!

— С этим вопросом нужно подойти к священнику, и батюшка вам подскажет семью, нуждающуюся в вещах. Если такой семьи не найдется, то в нашей епархии есть социальные склады. Ближайший, который мне известен, находится в православном семейном центре «Ковчег» на улице Порт-Артурской, 12. Туда можно отдать детские вещи, игрушки, мебель. А по поводу традиции… Если семьи могут купить детям новые вещи, что ж в этом плохого? Или, может быть, этот приход еще не стал одной семьей… Или вы еще в нее не влились. В любом случае, если вы имеете искреннее намерение помочь кому-то, то ваши вещи найдут адресата.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.