Система духовного образования Русской Православной Церкви в дореволюционный период была многоступенчатой, и важную ее часть составляли церковные школы, которые получили широкое распространение в конце XIX — начале XX века. По «Положению о церковных школах ведомства православного исповедания» 1902 года они были разделены на две категории: начальные и учительские. Обратимся к их нижегородской истории.
Образовательная система
К числу школ начальных относились одноклассные и двухклассные церковно-приходские, школы грамоты и воскресные. Ко второй категории — второклассные и церковно-учительские. Те и другие были между собой тесно связаны: учительские учебные заведения должны были обеспечивать начальные педагогическими кадрами. Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки.
В отличие от второклассных, церковно-учительские школы являлись педагогическими учебными заведениями повышенного типа и предназначались для подготовки «учителей и учительниц для начальных училищ всех разрядов». В них принимались на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже. Срок обучения, как и во второклассной школе, составлял три года. Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием, выдавались аттестаты, а остальным — свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища».
Второклассные школы давали законченное образование в духе Православной Церкви и педагогическую подготовку для работы в школах грамотности. В них принимались молодые люди и девушки от 13 до 17 лет, окончившие курс одноклассных церковно-приходских школ и выдержавшие проверочные испытания. Курс обучения составлял три года. Лучшие ученики второклассных школ сдавали экзамены на звание учителя церковно-приходских школ или продолжали образование, поступая на педагогические курсы, в церковно-учительскую школу.
Цвет дореволюционной педагогики
Сохранилась уникальная фотография первого выпуска воспитанниц Нижегородской церковно-учительской женской школы 1907–1910 годов обучения. Фигура архиепископа Назария на ней говорит о епархиальной принадлежности учебного заведения, а изображения двух зданий учительской и начальной школы подчеркивают структуру заведения.
Первым заведующим нижегородской школы стал священник Александр Иванович Любимский, выпускник Нижегородской семинарии и Московской духовной академии. Служение он начал в 1901 году, а 5 июля 1907 года, как высокообразованный специалист, приступил к созданию новой учительской школы.
Основу педагогического коллектива составили выпускницы лучшей в России церковно-учительской школы — Санкт-Петербургской Свято-Владимирской. Старшей учительницей была преподаватель церковной и гражданской истории и географии Ольга Фролова, русский и славянский языки вела Серафима Бакринева, математику — Екатерина Павлова, пение и музыку — Елена Кожемякина. Выпускницы столичной школы имели универсальное образование, так что учительница математики могла заменить учительницу музыки.
Среди прочих преподавателей школы были люди, имевшие высокое положение в обществе. Черчение и рисование, например, преподавал статский советник Иван Копьев, выпускник Академии художеств. Другой статский советник, награжденный двумя орденами, преподавал гигиену. Это был доктор Иван Милотворский (на фото он слева от священника Александра Любимского), нижегородский краевед и врач соседней Ходалевской богадельни, многогранная незаурядная личность.
Были в церковно-учительской школе и дополнительные курсы: иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Так, последнее преподавала воспитанница Сходненской школы садоводства Мария Базерова, а рукоделие вела Лидия Гускина, окончившая курс Ксениинского института.
10 ноября 1911 года заведовать Нижегородской церковно-учительской женской школой по определению Синода был поставлен кандидат богословия священник Иосиф Зыков. В его ведении кроме того были священный догмат, нравственное богословие, дидактика и педагогика. Сам он получил образование в Могилевской духовной семинарии, а затем в Киевской духовной академии.
Была у Нижегородской церковно-учительской женской школы и почетная попечительница — вдова действительного тайного советника Екатерина Победоносцева. В 1890-х годах у Константина Петровича, обер-прокурора Священного Синода, и близких к нему руководителей церковно-школьного дела возникла идея покрыть Россию школами грамотности, с тем чтобы «сравнительно дешево и скоро дать русскому народу всеобщую грамотность». Но необходимо было «подвинуть вперед» развитие школ грамотности, подготовив для них более квалифицированный учительский персонал.
И церковь-школа
Вы думаете, такое невозможно? Да-да, двери классов в этом уникальном здании распахивались во внутреннюю часть храма, так что ученики могли следить за богослужением. Здание церкви-школы появилось как экспонат Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Его посещали в том числе и будущие царственные страстотерпцы. В Выставочном начальном училище, действовавшем в здании церкви-школы и входящем в состав учительской школы, преподавал свой священник-законоучитель. По архивным документам известно, что в 1909 году в церковь в честь иконы Смоленской Божией Матери села Гордеевки, также отнесенного к Макарьевской части Нижнего Новгорода, был переведен по прошению священник Варсонофий Аргентов, который стал законоучителем в Выставочном начальном училище. Варсонофий Александрович родился в 1862 году в семье причетника церкви Сноведского завода Ардатовского уезда. В 1884 году он окончил полный курс Нижегородской духовной семинарии. В следующем году он был рукоположен в сан священника к церкви в честь Рождества Богородицы села Гнилицы Балахнинского уезда (в настоящее время это Автозаводский район Нижнего Новгорода). В приходе отец Варсонофий преподавал Закон Божий, а с 1904 года был помощником благочинного. Служение в Гордеевской Одигитриевской церкви отец Варсонофий совмещал с преподаванием, он был законоучителем не только в Выставочном начальном училище, но и в Учебном заведении второго разряда с правами реального училища А. В. Ильинского в Кунавине, на Московском шоссе в доме Гребенщикова.
Еще до включения начальной школы в состав женской церковно-учительской школы ее законоучителем и заведующим был священник кунавинской Владимирской церкви Павел Никольский. Позже он передал учительское место в церкви-школе отцу Варсонофию Аргентову, опытному проповеднику Слова Божиего, имевшему множество наград и благодарностей, а сам стал законоучителем в гимназии Вишняковой, где исполнял обязанности председателя педсовета.
Вместе с законоучителем в Выставочном начальном училище трудился коллектив учительниц: Ираида Смирнова, Надежда Крылова, Надежда Чиркова, Таисия Гусева, Надежда Успенская, Мария Шишкина.
Трудясь на одной территории, преподаватели учительской школы и начального училища не совмещали работу с преподаванием в соседнем учебном заведении: это были школы разного уровня. Священник-заведующий всей учительской школой и священник-преподаватель Закона Божия в начальном училище служили в домовой церкви в честь Александра Невского, действовавшей на втором этаже в здании церкви-школы.
В советские годы в здании Нижегородской женской церковно-учительской школы (ул. Украинская, д. 86) действовало профессионально-техническое училище, а более десяти лет назад оно было передано областному детско-юношескому центру «Олимпиец» — государственному бюджетному учреждению дополнительного образования. Как видим, здание находится в ведении областного министерства образования, однако к духовному образованию уже не имеет отношения.
Освящены пребыванием новомучеников
Оба священника, заведовавшие Нижегородской женской церковно-учительской школой, передававшие свои знания и веру будущим учителям, приняли смерть в годы гонений на Русскую Православную Церковь.
Отец Александр Любимский, служивший впоследствии в церкви села Красного Арзамасского района, в 1931 году был приговорен к трем годам заключения в концлагере и отбыл срок. Вновь его арестовали 11 октября 1937 года и уже 20 ноября расстреляли.
Октябрьский переворот внес перемены в жизнь отца Иосифа Зыкова. С 1918 года он состоял священником церкви села Нелюбова Княгининского уезда. В 1922 году его представили к высокой церковной награде — палице. В 1937 году отец Иосиф жил в городе Лыскове и служил в Покровской церкви села Плотинского. Священника арестовали 14 сентября 1937 года. Протоиерей Иосиф Зыков был приговорен «тройкой» к высшей мере наказания и расстрелян 20 ноября 1937 года. В один день и в одних застенках со своим предшественником по службе в Нижегородской церковно-учительской школе, где они совершали богослужения в церкви в честь святого благоверного князя Александра Невского в здании церкви-школы.
А человек, трудами и заботами которого был построен выставочный объект «церковь-школа», где в последующие годы действовала церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, — протоиерей Алексий Порфирьев стал мучеником за веру в самом начале богоборческого периода. Он был среди тех, кто как благословение принял в январе 1918 года послание Патриарха Московского и всея Руси Тихона, призывавшего к «стоянию в вере до смерти», к отстаиванию православных храмов. Отец Алексий предпринимал все возможное, чтобы сохранить достояние Церкви. На епархиальном съезде и собраниях он ставил свою подпись под воззваниями к пастве. Он участвовал в организации массового крестного хода, вступался за арестованных. Отца Алексия арестовали 17 октября 1918 года после обыска в его доме, произведенного по ордеру Губернской Чрезвычайной комиссии. На допросах отец Алексий не оговорил никого из церковных деятелей, о которых спрашивали следователи, и отмежевался от участия в политических действиях. Кровавую расправу над священником Алексием и вместе с ним епископом Лаврентием Балахнинским и предводителем дворянства Алексеем Нейдгардтом бесстрастно совершили латышские стрелки. Память святого священномученика Алексия празднуется 6 ноября.
Нижегородскую женскую церковно-учительскую школу посещал и священномученик епископ Лаврентий. В условиях начавшейся революционной смуты в России владыка Лаврентий своим твердым стоянием в вере укреплял дух как священства, так и мирян. Особое внимание владыка уделял православной молодежи, 17 марта 1917 года он посетил нижегородские духовно-учебные заведения. Не обошел вниманием и Кунавино, завершив программу посещений в церковно-учительской женской школе, действовавшей на территории Всероссийской выставки. Здесь он беседовал с воспитанницами и слушал в их исполнении духовные песнопения.
Автор: Евгений Гребнев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.