Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Святой образ > Первая из сонма Дивеевских святых
11:05, 14 октября 2021

Первая из сонма Дивеевских святых

О первоначальнице Четвертого жребия Божией Матери

2021 год проходит в Дивеевском монастыре под знаком 30-летия обретения мощей преподобного Серафима Саровского и возобновления монашеской жизни. А мы вспоминаем удивительную святую, в конце XVIII века положившую первый камень в фундамент будущей славной обители — первоосновательницу матушку Александру Дивеевскую.

Как русская дворянка удостоилась быть избранницей, первоначальницей Четвертого удела Божией Матери во вселенной, останется загадкой ее души. Сам батюшка Серафим, выполнявший после ее смерти поручение об устроении основанной ею общины, так отзывался о ней: «Ведь она была великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!»

Чудное видение

Преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) происходила из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Рано овдовев (ей было менее 30 лет), она ушла с малолетней дочерью в Киев, где приняла монашество.

Подвижническая жизнь ее во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. Однажды после продолжительного полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу, Которая велела ей идти на север России, обходить все великорусские места Ее святых обителей и обещала указать место, где окончить богоугодную жизнь, уточнив: «И в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева».

Посоветовавшись с киевскими старцами, признавшими видение матушки Александры истинным, она отправилась на север России.

В 1760 году она шла из Мурома в Свято-Успенскую Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивееве у западной стены небольшой деревянной церкви. В легкой дремоте ей снова явилась Божия Матерь, Которая сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной».

Мать Александра дошла до Саровской пустыни в великой радости. Саровские старцы, как и киево-печерские иноки, посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все указанное Царицей Небесной. Вскоре заболела и скончалась ее девяти-десятилетняя дочь. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще одно указание Божие и подтверждение всего возвещенного ей Царицей Небесной.

Чтобы совершенно отрешиться от земных забот, Агафия Семеновна отпустила своих крестьян на волю. Часть капитала она положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить или возобновить Божии храмы.

По возвращении в Дивеево по благословению старцев Агафия Семеновна выстроила себе келию на дворе священника Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. Она упражнялась в самых трудных и черных работах, очищая хлев отца Василия, ходя за его скотиной, стирая белье. Хаживала и в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлеба, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей. Все это она делала потихоньку, чтобы никто не знал и не видел. Однако мало-помалу  крестьяне стали догадываться о том, кто их благодетельница. Дети указывали на мать Александру, а она с удивлением смотрела на благодаривших ее и отказывалась от своих поступков.

Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы Евдокии Мартыновны: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головной болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки полные».

На мысленной Голгофе

В начале 1770-х годов матушка приступила к постройке в Дивееве каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери взамен старого деревянного на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Когда церковь была освящена, помещица Жданова пожертвовала небольшой клочок земли с северной стороны храма. Здесь мать Александра построила первые три келии — для себя, четырех послушниц и странников, которые направлялись на богомолье в Саровскую пустынь.

Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию великой избранницы Царицы Небесной. В доме были две комнатки и две каморки. В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей. Тут же была дверь в темную каморку — матушкину молельню, где могла поместиться на молитве лишь одна она перед большим Распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было.

Матушкино молитвенное созерцание перед Распятием наложило отпечаток на всю духовную жизнь дивеевских сестер. Молитва на мысленной Голгофе, сострадание Распятому Христу — самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры создавался благословенный Дивеев.

Послушать наставления

В течение 20 лет в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и достойном почитании праздничных и воскресных дней. Эти духовные беседы прихожане села Дивеева с благодарностью вспоминали даже много лет спустя после ее смерти.

К ней стекались со всех сторон — не только простые люди, но и высокопоставленные лица, купечество и даже духовенство — послушать ее наставления, получить благословение, совет, удостоиться ее привета. В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались как к праведному судие и, конечно, беспрекословно подчинялись ее решениям.

Милостыня матери Александры была всегда тайной; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Многообразные подвиги настолько умягчили ее сердце и так угодили Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез.

Плоть от плоти

Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве. Строго исполняя все трудности саровского устава, она во всем руководствовалась советами саровского старца Пахомия. Вместе с сестрами она шила свитки, вязала чулки и выполняла все необходимое рукоделие для саровской братии.

Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для земного существования. Раз в сутки сестрам привозили пищу с саровской трапезы. Общинка матери Александры была плотью от плоти Саровской пустыни. Жизнь матери Александры и ее сестер соответствовала идее нищенства, работы на насущное пропитание.

В июне 1788 года, предчувствуя приближение смерти, мать Александра приняла великий ангельский образ. Она просила отцов-подвижников ради любви Христовой не оставлять ее неопытных послушниц позаботиться в свое время об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Старец Пахомий, сославшись на свой преклонный возраст, посоветовал обратиться с этой просьбой к иеродиакону Серафиму: «Духовность его тебе известна, и он молод — доживет до этого; ему и поручи это великое дело». Матушка Агафия Семеновна начала просить отца Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит.

Дивная старица Агафия Семеновна скончалась 26 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине она говорила келейнице: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли».

22 декабря 2000 года, в день основания Мельничной общины, схимонахиня Александра была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Честные мощи первоначальницы Дивеевской обители, во исполнение слова преподобного Серафима, были перенесены в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивают доныне. В октябре 2004 года было благословлено общецерковное почитание преподобной Александры.

Текст: Марина Дружкова