Посмотришь на современную жизнь вокруг и поневоле задашься вопросом: куда же подевалась та Святая Русь, о которой так много говорили и продолжают говорить философы и общественность? Живем ли мы так, чтобы воплощать в своей жизни этот этический идеал русского народа? Приблизиться к нему помогают особые периоды в жизни Церкви — посты. О том, существует ли сегодня Святая Русь и как к ней можно приблизиться, поясняет в своих ответах прихожанам настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
— Словосочетание «Святая Русь» описывает не географическое и не историческое понятие, хотя включает в себя оба. Это понятие духовно-религиозное, это идеал православных людей, объединенных Церковью, пронесенный через века и существующий и теперь. Священномученик Иларион (Троицкий) писал: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение… Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Святая Русь — это духовное пространство. Например, Николай Карамзин понимал его как наиболее возвышенное именование Отечества. Пушкин писал: «Святая Русь! Отечество! Я твой!» Не просто территория страны, не просто вера отцов, но вечное стремление к Богу, поиск его, готовность умереть за Христа, за веру и Отечество. Не случайно это отобразилось в церковной гимнографии. В службе священномученику Патриарху Московскому и всея России Гермогену есть слова: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая».
— Довольно расхожим словом среди верующих является «воцерковленность». Когда человека можно считать воцерковленным?
— Существует традиция, в соответствии с которой воцерковленным человека считают после десяти лет его пребывания в Церкви. К этому времени обычно заканчивается период неофитства, укрепляется вера, приходит правильное понимание правил, обрядов и традиций — происходит духовное совершенствование. Воцерковленный человек уже не представляет свою жизнь без Церкви, без участия в ее таинствах. Для него слова апостола Павла становятся жизненным кредо: «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни…» (Рим 14:7–8)
— В соцсетях и в жизни мы все чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, злыми шутками в адрес христианского мировоззрения и образа жизни. Как миряне должны поступать в этих случаях: вступать в дискуссию или сохранять твердое молчание?
— Здесь подойдут слова Спасителя: «…и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется…» (Мф 10:22). На протяжении 2000 лет, начиная с апостолов Христовых, христиане испытывали и насмешки, и гонения, и казни, но Церковь, Главой которой является Христос, как стояла, так и стоит, и стоять будет, потому что Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Дискуссия уместна только с теми, кто хочет услышать другую точку зрения. А те, кто этого не желают, пусть себе злословят, жалко их. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6).
— «Разговаривающим в храме посылаются скорби», — с таким текстом нередко можно увидеть таблички в храмах. Что означает это предупреждение? И есть ли во время богослужения моменты, когда не возбраняется перекинуться несколькими словами?
— Действительно, в притворах православных храмов любят размещать эти слова преподобного Амвросия Оптинского: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Как известно, он славился своей добротой, но, когда это было необходимо, умел быть строгим и требовательным. Старец имел в виду разговоры во время богослужения. Такие разговоры, безусловно, грех. А скорби — следствие греха. Они не наказание, по сути, Бог не наказывает, Он «есть Любовь» (1 Ин 4:8). Но Он попускает скорби как лекарство, как призыв задуматься о том, что происходит в духовной жизни, и прийти к покаянию, к изменению жизни. А «перекинуться несколькими словами можно после службы», во время же нее нужно сосредоточенно и искренне молиться. У каждого из нас есть о чем.
— Недавно у моего ребенка-девятиклассника в школе был урок по половому просвещению. Информация была подана под видом заботы о здоровье детей, с целью уберечь от возможных последствий случайных интимных связей. Чем, на ваш взгляд, грозит введение уроков сексуального просвещения в школах?
— «Русская Православная Церковь не выступает принципиально против уроков полового воспитания, но работа с подростками должна вестись целомудренно», — заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Да, уроками сексуального просвещения напугали многих родителей. И основания для испуга, безусловно, есть. Когда такие уроки становятся уроками безопасного секса, это, с точки зрения Церкви, вредно для неокрепших душ школьников. Если же они преподаются как уроки целомудрия, чистоты, это полезно. Поэтому, на мой взгляд, прежде чем вводить такие уроки, организаторам нужно задуматься, как их вести, кто будет это делать и какого результата мы от них ожидаем. Опыт сексуального просвещения на Западе, очевидно, показывает, на наш взгляд, отрицательные последствия. Есть о чем подумать.
— На каждой литургии мы молимся о мирной христианской кончине. Какая смерть, с точки зрения Церкви, является блаженной? Что значит умереть плохо?
— Умереть по-христиански значит в мире и покаянии, соответственно и наоборот. Мы молимся и просим у Бога «христианския кончины живота нашего — непостыдны, мирны и доброго ответа на страшном судищи Христове». Последние слова очень важны. Что значит «доброго ответа на Суде»? Значит, нам должно быть не стыдно отвечать на этом Суде за свои деяния. Если мы будем жить так, как нас учат Христос и Его Церковь, значит, встретим добрую христианскую кончину — покаявшись в грехах, в согласии с окружающими и с самим собой.
— Наступил Рождественский пост, и хочется с пользой провести это важное время. Но пойти дальше диеты у меня пока не получается. Как перестроить свою жизнь под ритм поста?
— Для начала нужно приобрести правильное понимание, что такое пост и зачем он нужен человеку. Без этого понимания он всегда будет оставаться диетой и не более. Об этом так много сказано и написано, что, казалось бы, все уже знают, как и для чего постятся, но в жизни оказывается это знание бесполезным. Даже воцерковленные люди (или считающие себя таковыми) воспринимают пост как голодание. Сколько бы ни говорили им с амвона, что главный пост — духовный, нет, воз и ныне там. Стараясь не съесть что-либо скоромное, продолжают завидовать, ругаться, осуждать… Неужели Богу нужно, чтобы человек воздерживался от пищи, а душу не очищал? А совет тем, кто хочет услышать, такой: поставьте себе задачу духовную, считая ее главной, а физическое воздержание — второстепенной. Какую? Ну, хотя бы в течение поста не раздражаться, не ссориться с ближними, больше читать духовной литературы, а не смотреть бестолковые сериалы по телевизору. Поверьте, и это уже нелегко будет сделать. Ну и, конечно, участие в богослужениях. Без Церкви мы ничего не сможем.
— Батюшка, как вы относитесь к моде на адвент-календари — календари ожидания Рождества Христова. Такие продаются повсюду, даже в продуктовых магазинах, и в Европе, и в нашей стране. Обычно это окошки, которые можно в ожидании праздника каждый день вскрывать и получать что-то особенное: шоколадную конфетку, чайный пакетик или задание. Можно ли с их помощью подготовить ребенка к встрече Рождества Христова?
— Для нас праздников праздник — это Пасха, Светлое Христово Воскресение. У западных христиан главным праздником традиционно является Рождество Христово. Адвент (от латинского слова adventus — приход) — это название предрождественского периода, по своему духовному смыслу чем-то напоминающего наш Рождественский пост. Это время считается периодом молитв и поста, но в западных странах это еще и очень веселое время, посвященное ожиданию чуда, с которым неизменно ассоциируется Рождество. Адвент-календари у католиков и протестантов — одна из форм наполнения определенным содержанием этого предпраздничного периода. Малыш каждый день ждет маленького чуда, и чудо происходит. Там ведь не только конфетки, но и фразы из Священного Писания, которые ребенок должен прочитать, а родитель объяснить своему чаду то, что там написано. Такие календари получили распространение и у нас. Они могут, я думаю, быть полезными в религиозном просвещении детей. Главное, чтобы родители объясняли малышу, приход Кого мы ожидаем, чтобы за этим календарем не стирался смысл Рождественского поста, как физического и духовного воздержания, посвященного Рождеству Богомладенца. Ожидание праздника, особенно такого, должно быть наполнено духовным содержанием. Тогда и праздник станет радостным, понятным, душеполезным.
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.