Мы продолжаем рассматривать основы новозаветного учения Господа Иисуса Христа, которое Он преподал ученикам и множеству народа в Нагорной проповеди, изложенной святым евангелистом Матфеем.
О посте
Сразу после наставления в молитве Христос разъясняет и о посте: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф 6:16). Истинный пост — это ограничение плотских потребностей ради возвышения духа. Скорбь поста объясняется исключительно сознанием своей греховности, печалью о бедственном духовном состоянии. Всякий пост напоказ, как демонстрация своей мнимой праведности, есть ложь перед Богом и деяние бесполезное для спасения души.
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:17–18). Иудеи, как и другие восточные народы, имели обычай после омовения мазать тело маслом. В жарком климате это особенно приятно и полезно для здоровья. «Повелев помазать тело, — поясняет святитель Иоанн Златоуст, — Спаситель не заповедал, чтобы мы непременно намащали себя, … но чтобы тщательно скрывали стяжание свое», то есть пост.
О заботах
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24). Господь дает наглядный пример, подтверждающий невозможность сочетания противоположных вещей — служения Богу и пристрастия к богатству: человек не может раздвоиться, он вынужден выбрать для себя приоритет. Так и служитель Божий не может быть верным своему Господу, если все силы направит на приобретение и удержание богатства. Мамона — сирийское божество богатства. Используя это слово, Христос указывает на пристрастие к богатству как идолопоклонство, когда не вещи служат человеку, а он вещам.
Слушатели Спасителя, стараясь оправдать свое пристрастие к богатству, могли возразить Ему, что забота о земном является для них насущной необходимостью. Христос показывает, что Бог даровал человеку жизнь, которая важнее пищи и пития, поддерживающих ее. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф 6:25–26). Многозаботливость о меньшем не оправдана, когда отвлекает человека от большего. Указание Христа на птиц принято понимать не как пример беспечности для человека, а как указание на заботу Бога даже малом творении. Это должно вселять надежду, что Бог несомненно позаботится и о человеке, творении более совершенном.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Неужели не должно сеять, скажет кто-либо? Нет, Он не сказал, что не должно сеять, но не должно заботиться; и не сказал, что не нужно работать, но не должно быть малодушным и изнурять себя заботами. Посему Он велел кормиться, но не заботиться о пище». Еще более определенно пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Бывает бездеятельная забота, а бывает беззаботная деятельность, как и наоборот — деятельная беззаботность и озабоченная праздность… Господь не запрещает работать, но научает нас работать без забот… Он учти нас, как надлежит заботливо работать, оставаясь без забот, и, как будучи беззаботными, не оставлять необходимых дел».
Заповедь о беззаботности труднопостижима для человека, поэтому Христос убеждает Своих слушателей многочисленными примерами. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф 6:27). Рост человека заложен генетически, при всем желании его нельзя ни уменьшить, ни увеличить. Греческое слово «ἡλικία» означает и «рост» и «возраст», но здесь вероятнее понимать его в значении роста, поскольку локоть — мера длины, а не отрезок времени. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф 6:28–30). Все человеческие украшения несовершенны в сравнении с красотами природы. Человек лишь подражает Творцу; подсматривая за тем, что окружает его, пытается воспроизвести совершенное творение в слабых подобиях. Назначение прекрасных лилий ничтожно в сравнении с назначением человека, созданного для вечности. Если же Отец Небесный так печется о траве, то тем более позаботится о человеке.
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6:31–32). Язычники не знают истинного Бога и не разумеют Божественного Промысла, поэтому, по словам Златоуста, «весь свой труд ограничивают настоящей жизнью и <…> не мыслят о небесах». Но тот, кто верит в заботу Небесного Отца, всем существом своим должен стремиться к духовному и не беспокоиться о земном.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). Слово «правда» относится к слову «Бог», а не к слову «Царство», под ним понимается праведность, добродетельная жизнь, проводимая в согласии с волей Божией. Стремящимся к этому Господь обещает помощь Отца Небесного в житейских заботах обо всем необходимом материальном.
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Христос предостерегает простирать заботы на продолжительный срок вперед — это небезопасно для души. Заботу об отдаленных временах нужно предоставить Небесному Отцу. «Достаточно для каждого дня своей злобы» — так звучит эта фраза в греческом переводе, где словом «злоба» обозначена совокупность неприятностей, примешивающихся к ежедневной деятельности человека: огорчения, неудачи, разочарования, усталость, изнеможение, болезни.
О постоянстве молитвы и ее эффективности
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7–8). Наша молитва не останется безответной, если будет терпеливой и постоянной. Бог знает, что нам нужно прежде прошения нашего, но молитва к Нему нужна, как свидетельство нашей веры в Него и любви к Нему. Он всегда готов удовлетворить наши истинные нужды и потребности, простить нам грехи, поддержать в искушениях, спасти наши души, если мы обращаемся к Нему с верой и надеждой.
Однако Господь не всегда дарует то, что человек у Него испрашивает, даже с верой и искренностью, но это не повод для разочарований. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф 7:9–10). Человек не всегда просит того, что согласно с волей Божией о нем, но Господь, как Отец, дарует человеку только благое и никогда не даст худшего, вредного, даже если оно имеет сходство с полезным, как, например, хлеб и камень, рыба и змея.
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.