Историю Успенского храма в селе Кузьмин Усад, судя по всему, только предстоит изучить. Готовясь к поездке в эти места, я пыталась найти информацию об этой церкви во многих источниках, но практически безуспешно. Лишь на сайте «Дать понять» Галины Филимоновой прочитала несколько строк о храме: «Датировка объекта — 1861 год. По «Адрес-календарю Нижегородской епархии» за 1904 год, это храм с престолами: главный (холодный) — Успения Божией Матери, теплые приделы: правый — святого Николая Чудотворца, левый — святого Ильи, пророка». И все. Не нашла я и историю самого села, хотя наверняка она интересная, ведь находится Кузьмин Усад в очень красивом месте Арзамасского района. Наши предки знали, где строить дома и храмы.
Дорога от Выездного до Кузьмина Усада — минут пятнадцать, не больше: сначала по трассе Арзамас — Ардатов, потом поворот налево. Пара минут по сельской дороге (к нашей радости, чищеной, несмотря на сильный снег накануне), и показываются деревенские дома.
Накануне, договариваясь с настоятелем Успенского храма иереем Димитрием Ершовым о встрече, я забыла спросить, где именно находится церковь, а потому мы в окна безуспешно пытались разглядеть купол. Местоположение храма не показал и навигатор, только три улицы: 1 Мая, Трудовую и Центральную. Рассудив, что храм должен находиться на главной улице, мы свернули на Центральную. Так и есть. Вскоре увидели невысокое здание, которое по очертаниям напоминало храм.
Вместо купола — обычная крыша. Сквозь старую побелку проглядывает красный кирпич. Окна заложены кирпичом, где-то просто забиты досками. Нет ничего грустнее, чем видеть полуразрушенный храм среди обычных деревенских домов, жизнь в которых течет своим чередом. Хорошо хоть, что вокруг нет зарослей, как это часто бывает у полуразрушенных храмов, территория убрана.
Возвращение
Обходим церковь и оказываемся перед огромными деревянными воротами. Амбарные?
— Когда-то здесь было зернохранилище, — опередили мой вопрос жители Кузьмина Усада. Они пришли, чтобы рассказать о своих надеждах, поделиться и радостью, и переживаниями. Радостной стала весть о том, что на их сельский храм обратили внимание и работы по его восстановлению начались. А переживают, будет ли дело доведено до конца, ведь жителей в селе совсем мало, соответственно, и средств на эту масштабную работу.
— Сама я этот храм не застала, а родители говорили, что он был очень хороший, много народу ходило, — рассказывает Валентина Жеребятьева. Уроженка села, повзрослев, она уехала в город. Там у нее квартира, но бывает она в ней теперь нечасто, в основном живет здесь, на своей малой родине.
— Село было большое, все веровали, — продолжает Валентина Васильевна. — А потом храм закрыли. Люди плакали. Иконы, какие смогли, унесли, другие были уничтожены. Молились на дому в молельном доме. Его я помню. А в храме сделали начальную школу (в зимней части) и клуб (в летней). И я в этой школе училась.
— В 1972 году школу закрыли, сделали зерновой склад, — вступает в разговор Антонина Викторовна Рябова. — Мы к тому времени уже уехали жить в город, а сейчас многие вернулись. У нас есть молельный дом. Мы, пять женщин, там совершаем службу (мирским чином. — Ред.) в выходные и по праздникам, начиная с Вербной недели и до Покрова. Зимой там холодно, отопления нет. Батюшка приезжает, когда попросим, причастить, соборовать. Была бы церковь, конечно, ходили бы. В прошлом году на Успение батюшка совершал здесь молебен. Народу собралось очень много, дети, внуки приехали. Все молились с большим удовольствием. Кто стоял на улице, потом рассказывал: звучание, пение было такое, что за душу брало.
Николай Гаврилов родом тоже из Кузьмина Усада. Живет давно в Арзамасе, в родные места приезжает только как дачник. Узнав, что в храме начались работы по консервации, он не мог оставаться в стороне, понимая, что это первый шаг к восстановлению церкви. Начал собирать сведения из архивов, нашел пока немного, но начало положено. Николай показывает ксерокопии документов — на них можно увидеть, как Успенский храм выглядел 100 лет назад.
— Читаем запись в реестре от 3 марта 1855 года, — говорит Николай, — с этого времени служба уже велась. А вот еще одна запись, в декабре 1858 года. Значит, храм действовал более 150 лет, до 1935 года, по словам старожилов. Сейчас благодаря усилиям владыки Георгия и благочинного народ потихоньку собирается — дан толчок для объединения. Перед тем как устанавливать крышу, все вокруг храма и в нем самом почистили, чтобы можно было зайти и провести службу в летнее время. Будем продолжать восстанавливать наш храм и в дальнейшем, с помощью людей, благочиния и духовенства. Чтобы он был действующим, таким же великолепным, как на этом снимке. Бабушка рассказывала, что ее отец был церковным старостой, а сам храм — всегда многолюдным. Хорошо бы это возродить. Что может быть ближе, теплее и роднее?
Временная крыша
Когда-то жизнь в селе кипела: 120 дворов, полно ребятишек. Еще в 1970‑е годы здесь были кузница, столярно-слесарный цех, склады для хранения зерна, свинарник, телятник, конный двор, овчарня, магазин. На широкий пруд длиной во всю деревню со всего Арзамаса рыбаки приезжали. Сейчас он обмелел и зарос. В селе всего 40 постоянных жителей, самому молодому из них 55 лет. А дачников много. Большая их часть — выходцы из этих мест.
— Я здесь увидел, что работа, которая была сделана по малой консервации храма, по-настоящему возродила в людях веру, — говорит иерей Димитрий Ершов. Чуть больше месяца назад он был назначен настоятелем возрождающегося прихода. — Апостол Павел говорит, что вера без дел мертва. У людей появилась надежда, и они уже готовы горы свернуть ради своего храма. Проведена большая работа в главной части, где не только были мусор и грязь, которые вывезли, но и деревья на крыше росли. Не маленькие деревца, а настоящие деревья! Установлена временная крыша, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение храма. Что будет дальше, известно пока только Богу. Люди говорят, что будет восстанавливаться храм — и село возродится.
Перед отъездом из Кузьмина Усада я еще раз обошла храм. В алтаре — большая икона Успения Божией Матери, с горящими возле нее свечами. Она приобретена по желанию и на средства жителей. Зимняя часть храма, где когда-то было два придела: Никольский и Ильинский — заложена кирпичом. Правда, через небольшое отверстие можно разглядеть ряды досок и огромную лестницу. Возле храма сложен кирпич. По весне, даст Бог, найдется всему этому применение.
Не может не радовать и активность жителей: несмотря на мороз, они долго не расходились по домам, а с удовольствием отвечали на вопросы, проявляя живую заинтересованность во всем, что касается возрождения храма. Правда, при этом сокрушались, что старожилов, которые рассказали бы подробности об истории храма, да и всего села, не осталось. Придется собирать по крупицам в архивах. Это большая работа, благодаря которой на одно белое пятно в истории нашего края станет меньше.
Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.