Сегодня мы поговорим о сомнениях, которые рано или поздно одолевают христианина. Как не смущаться среди окружающих нас заблуждений и неверия? Как поступать в той или иной ситуации? На вопросы читателей отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Я начала воцерковляться пять лет назад. Стараюсь молиться дома, в воскресенье, хотя бы один-два раза в месяц ходить в храм. Мои родители — люди верующие, но, как они сами говорят, «верующие в душе». Мы живем вместе, и каждый раз, увидев меня на молитве или узнав, что иду в храм, начинают читать мне лекции: мол, совсем замолилась, ходят в храм регулярно только от горя, и все в таком роде. Недавно я стала понимать, что молиться, как прежде, не могу, как будто стесняюсь, что они скажут про меня. Помогите советом, как выбраться из этого состояния? Получается, среди воцерковленных людей я не боюсь своих убеждений, а среди неверующих — боюсь.
— «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:35–37). Вот, оказывается, как! Близкие люди могут стать врагами, если встают на дороге, преграждая путь ко Христу, а значит, к спасению. «Верующие в душе» — это отговорка. У христианина есть свои правила, обязанности, потребность общения с Богом, Который пребывает в Своем доме — в храме, где совершается общественная молитва. И в радости, и в горе мы молимся Богу, и дома, и в храме. Но это прописные истины. Искушения такого рода от близких людей — явление не редкое. Нужно быть сильнее, укреплять веру и не сдаваться по пустякам. А это пустяки по сравнению с тем, что испытывали святые и что может ждать каждого из нас. Христос говорит о будущих временах: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется…» (Мк 13:12–13). А готовым к такому надо быть всегда.
— Еще год назад наш единственный сын с радостью ходил с нами в храм, старался ограничивать себя в пище во время поста, с удовольствием учился в православной гимназии и даже пытался алтарничать. Ему все было интересно. Сейчас все встало с ног на голову: в храм идти не хочет, в гимназии его все раздражает, о посте даже не говорю. А недавно нам с мужем заявил, чтобы мы больше не говорили с ним о Боге. На все мои вопросы отмалчивается. Мне кажется, наш ребенок теряет веру в Бога. Что делать? Ему 11 лет.
— Обычное явление, свойственное переходному возрасту. Если вы сумели посеять семя веры в душе вашего сына и оно упало на благодатную почву, то обязательно даст всходы — иногда раньше, иногда позже. Только не нужно заставлять ребенка против его желания ходить в храм, молиться, держать пост. Это вызовет отторжение. Лучшее средство — ваш собственный пример. Живите по-христиански, и подросток захочет стать таким, как его любимые родители. Без фарисейства, без «ультраправославия», но и без конформизма с тем, что предлагает современный мир, а так, как заповедал Христос.
— Недавно от уважаемого мною человека я услышал, что для настоящей веры требуется время: лет 10, как минимум, а то и 15–20. Так сколько времени требуется для того, чтобы вера окрепла?
— Все мы разные. По-разному в нас развивается и религиозное чувство, у кого-то медленнее, у кого-то быстрее. Но, действительно, есть мнение, что воцерковление человека в основном происходит в течение 10 лет. За этот период, называемый неофитством, и знание основ христианского учения, и сама вера укрепятся на достаточном уровне. Конечно, это происходит при искреннем желании человека укрепить свою веру. Без такого желания посещающий богослужения так и останется язычником.
— В моем окружении много хороших людей. Не все они православные. Кто-то из них с уважением относится к религии, но сам не верует, кто-то в открытую заявляет, что атеист, а кто-то исповедует другую религию. Но при этом они зачастую делают куда больше добрых дел, чем те, кто ходит в храм. Меня мучает вопрос: неужели они не спасутся? И если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер, для него нет спасения?
— По этому поводу в Церкви существуют разные мнения. Да, в прямом смысле слова «спасение» уготовано только верующим во Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Но это не значит, что остальные обречены на погибель. Апостол Павел говорит: «внешних судит Бог» (1 Кор 5:13). Все в Его руках. А у Бога, как мы знаем, «обителей много» (Ин 14:2). Это сказал Христос. А мы верим Ему безоговорочно. Каждый смертный получит то место, которое заслужил при жизни. Мы также знаем, как и чем заслуживаются светлые места. Знаем, но живем зачастую не по знанию, а по прихоти. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7:19–20).
— Я обратилась к батюшке с личным вопросом и чувствую, что он меня просто не понял, отвечал общими словами. Вроде бы, правильно, можно согласиться, а сомнения не оставляют. Как быть? Во всем ли нужно слушаться священника?
— Не случайно появился институт духовных наставников, своего рода, руководителей в духовной жизни человека. Конечно, исповедаться можно у любого священника, так как он лишь свидетель вашего покаяния, которое принимает Сам Иисус Христос («Аз же точию свидетель есмь…», — читает священник молитву перед исповедью). Об этом нужно знать и помнить, что священник во время таинства Покаяния не должен давать вам каких-либо советов. За советами в духовной жизни мы идем к своему наставнику. Не так-то просто его найти, но старание и терпение, как известно, всегда приносят плоды. Если же наставника пока нет, можно договориться со священником, чтобы он назначил вам время для духовной беседы. Исповедь же таковую не предполагает.
— Иногда вдруг нападает такое уныние, что в голову лезут всякие мысли, в том числе, есть ли Бог. Потом это проходит, жизнь входит в свое русло: молюсь, хожу в храм, причащаюсь. Но через некоторое время снова сомнения. Как бороться с ними?
— «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24). Что значат эти слова? Значат они, что человек хочет веровать и верует, но сомнения все же не оставляют его, и он просит Бога развеять их Божественной силой, потому что человеческой не хватает. В этих словах и ответ на ваш вопрос. Чтобы бороться с сомнением в вере, нужно прежде всего просить помощи у Бога. А если вера ослабевает (такое случается, ведь вера, в отличие от знания, имеет одно основание — доверие), то необходимо укреплять ее: молитвой, делами, чтением Священного Писания, паломническими поездками по святым местам. Это помогает. Проверено.
— Регулярно исповедуюсь и причащаюсь. И все же исповеданные грехи в мыслях беспокоят меня. Нужно ли в них еще раз каяться?
— Это от малой веры и нетвердого знания основ христианского учения. От незнания появляется неправильное понимание, в частности, таинства Исповеди, мол, исповедалась, и должно стать легко. С чего бы? Не таблетку же проглотили. Что говорит Церковь? Грех в церковном понимании — это рана, которую грешник наносит сам себе. После искреннего покаяния Господь прощает грех. Но кто сказал, что рана исчезла? Она может заживать очень долго, а заживая, беспокоит человека. Это естественно. Если грех не повторяется, то повторно каяться в нем не имеет смысла. Просите у Бога, чтобы Он помог исцелению раны. Когда мы говорим: «Господи, помилуй!», то имеем в виду не только прощение, но просим, чтобы Он пролил на рану, нанесенную грехом, Свой исцеляющий елей (более точно на греческом языке — «Кирие, элейсон!»).
— Почему Господь после Воскресения запретил Марии Магдалине даже прикасаться к Нему, а Фоме сам предложил дотронуться до Его ран?
— Да, Евангелия говорят, что узнавшей Иисуса Марии Магдалине Он не разрешил прикасаться к Нему. Почему? Сам же Христос и отвечает: «…ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Мария встретила Христа сразу после Воскресения, Он еще не общался с Отцом. Что это за общение, как оно происходило, нам неизвестно, но евангелисты рассказывают, что позже Христос разрешит прикасаться к Себе и мироносицам, и апостолу Фоме, и Луке и Клеопе, и всем апостолам: «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27).
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.