Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Сомнения или потеря веры?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №1 (223) 21:19, 18 января 2022

Сомнения или потеря веры?

Как утвердиться в богообщении

Сегодня мы поговорим о сомнениях, которые рано или поздно одолевают христианина. Как не смущаться среди окружающих нас заблуждений и неверия? Как поступать в той или иной ситуации? На вопросы читателей отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Я начала воцерковляться пять лет назад. Стараюсь молиться дома, в воскресенье, хотя бы один-два раза в месяц ходить в храм. Мои родители — люди верующие, но, как они сами говорят, «верующие в душе». Мы живем вместе, и каждый раз, увидев меня на молитве или узнав, что иду в храм, начинают читать мне лекции: мол, совсем замолилась, ходят в храм регулярно только от горя, и все в таком роде. Недавно я стала понимать, что молиться, как прежде, не могу, как будто стесняюсь, что они скажут про меня. Помогите советом, как выбраться из этого состояния? Получается, среди воцерковленных людей я не боюсь своих убеждений, а среди неверующих — боюсь.

«Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:35–37). Вот, оказывается, как! Близкие люди могут стать врагами, если встают на дороге, преграждая путь ко Христу, а значит, к спасению. «Верующие в душе» — это отговорка. У христианина есть свои правила, обязанности, потребность общения с Богом, Который пребывает в Своем доме — в храме, где совершается общественная молитва. И в радости, и в горе мы молимся Богу, и дома, и в храме. Но это прописные истины. Искушения такого рода от близких людей — явление не редкое. Нужно быть сильнее, укреплять веру и не сдаваться по пустякам. А это пустяки по сравнению с тем, что испытывали святые и что может ждать каждого из нас. Христос говорит о будущих временах: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется…»  (Мк 13:12–13). А готовым к такому надо быть всегда.

Еще год назад наш единственный сын с радостью ходил с нами в храм, старался ограничивать себя в пище во время поста, с удовольствием учился в православной гимназии и даже пытался алтарничать. Ему все было интересно. Сейчас все встало с ног на голову: в храм идти не хочет, в гимназии его все раздражает, о посте даже не говорю. А недавно нам с мужем заявил, чтобы мы больше не говорили с ним о Боге. На все мои вопросы отмалчивается. Мне кажется, наш ребенок теряет веру в Бога. Что делать? Ему 11  лет.

— Обычное явление, свойственное переходному возрасту. Если вы сумели посеять семя веры в душе вашего сына и оно упало на благодатную почву, то обязательно даст всходы — иногда раньше, иногда позже. Только не нужно заставлять ребенка против его желания ходить в храм, молиться, держать пост. Это вызовет отторжение. Лучшее средство — ваш собственный пример. Живите по-христиански, и подросток захочет стать таким, как его любимые родители. Без фарисейства, без «ультраправославия», но и без конформизма с тем, что предлагает современный мир, а так, как заповедал Христос.

Недавно от уважаемого мною человека я услышал, что для настоящей веры требуется время: лет 10, как минимум, а то и 15–20. Так сколько времени требуется для того, чтобы вера окрепла?

— Все мы разные. По-разному в нас развивается и религиозное чувство,  у кого-то медленнее, у кого-то быстрее. Но, действительно, есть мнение, что воцерковление человека в основном происходит в течение 10 лет. За этот период, называемый неофитством, и знание основ христианского учения, и сама вера укрепятся на достаточном уровне. Конечно, это происходит при искреннем желании человека укрепить свою веру. Без такого желания посещающий богослужения так и останется язычником.

В моем окружении много хороших людей. Не все они православные. Кто-то из них с уважением относится к религии, но сам не верует, кто-то в открытую заявляет, что атеист, а кто-то исповедует другую религию. Но при этом они зачастую делают куда больше добрых дел, чем те, кто ходит в храм. Меня мучает вопрос: неужели они не спасутся? И если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер, для него нет спасения?

— По этому поводу в Церкви существуют разные мнения. Да, в прямом смысле слова «спасение» уготовано только верующим во Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Но это не значит, что остальные обречены на погибель. Апостол Павел говорит: «внешних судит Бог» (1 Кор 5:13). Все в Его руках. А у Бога, как мы знаем, «обителей много» (Ин 14:2). Это сказал Христос. А мы верим Ему безо­говорочно. Каждый смертный получит то место, которое заслужил при жизни. Мы также знаем, как и чем заслуживаются светлые места. Знаем, но живем зачастую не по знанию, а по прихоти. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7:19–20).

Я обратилась к батюшке с личным вопросом и чувствую, что он меня прос­то не понял, отвечал общими словами. Вроде бы, правильно, можно согласиться, а сомнения не оставляют. Как быть? Во всем ли нужно слушаться священника?

— Не случайно появился институт духовных наставников, своего рода, руководителей в духовной жизни человека. Конечно, исповедаться можно у любого священника, так как он лишь свидетель вашего покаяния, которое принимает Сам Иисус Христос («Аз же точию свидетель есмь…», — читает священник молитву перед исповедью). Об этом нужно знать и помнить, что священник во время таинст­ва Покаяния не должен давать вам каких-либо советов. За советами в духовной жизни мы идем к своему наставнику. Не так-то просто его найти, но старание и терпение, как известно, всегда приносят плоды. Если же наставника пока нет, можно договориться со священником, чтобы он назначил вам время для духовной беседы. Исповедь же таковую не предполагает.

Иногда вдруг нападает такое уныние, что в голову лезут всякие мысли, в том числе, есть ли Бог. Потом это проходит, жизнь входит в свое русло: молюсь, хожу в храм, причащаюсь. Но через некоторое время снова сомнения. Как бороться с ними?

«И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24). Что значат эти слова? Значат они, что человек хочет веровать и верует, но сомнения все же не оставляют его, и он просит Бога развеять их Божественной силой, потому что человеческой не хватает. В этих словах и ответ на ваш вопрос. Чтобы бороться с сомнением в вере, нужно прежде всего просить помощи у Бога. А если вера ослабевает (такое случается, ведь вера, в отличие от знания, имеет одно основание — доверие), то необходимо укреплять ее: молитвой, делами, чтением Священного Писания, паломническими поездками по святым местам. Это помогает. Проверено.

Регулярно исповедуюсь и причащаюсь. И все же исповеданные грехи в мыслях беспокоят меня. Нужно ли в них еще раз каяться?

— Это от малой веры и нетвердого знания основ христианского учения. От незнания появляется неправильное понимание, в частности, таинства Исповеди, мол, исповедалась, и должно стать легко. С чего бы? Не таблетку же проглотили. Что говорит Церковь? Грех в церковном понимании — это рана, которую грешник наносит сам себе. После искреннего покаяния Господь прощает грех. Но кто сказал, что рана исчезла? Она может заживать очень долго, а заживая, беспокоит человека. Это естественно. Если грех не повторяется, то повторно каяться в нем не имеет смысла. Просите у Бога, чтобы Он помог исцелению раны. Когда мы говорим: «Господи, помилуй!», то имеем в виду не только прощение, но просим, чтобы Он пролил на рану, нанесенную грехом, Свой исцеляющий елей (более точно на греческом языке — «Кирие, элейсон!»).

Почему Господь после Воскресения запретил Марии Магдалине даже прикасаться к Нему, а Фоме сам предложил дотронуться до Его ран?

— Да, Евангелия говорят, что узнавшей Иисуса Марии Магдалине Он не разрешил прикасаться к Нему. Почему? Сам же Христос и отвечает: «…ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Мария встретила Христа сразу после Воскресения, Он еще не общался с Отцом. Что это за общение, как оно происходило, нам неизвестно, но евангелисты рассказывают, что позже Христос разрешит прикасаться к Себе и мироносицам, и апостолу Фоме, и Луке и Клеопе, и всем апостолам: «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27).

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.