Учение Спасителя, лаконично изложенное апостолом Матфеем в Нагорной проповеди, было простым, возвышенным и важным, каким и должно быть учение Божественное. Оно отличалось от витийственных словес книжников и фарисеев. Это отличие было заметно народу, и он удивлялся ему. Достоинство и сила Cлова Спасителя производили на слушателей совершенно особое впечатление. Во многом этому способствовали яркие иносказания, которые Христос предлагал одновременно с пояснением их смысла.
Внутренний свет
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф 6:22–23). Глаз образно может быть назван светильником для тела. Здоровый, чистый глаз воспринимает окружающую картину мира в истинном свете, отчего у человека образуются правильные понятия о вещах. Если же глаз болен или нечист, он плохо видит и различает предметы. Человек с больными или слабыми глазами может заблуждаться относительно обозреваемых людей или предметов, например, принять идущего вдали человека за дерево или не разглядеть неровности дороги, споткнуться и упасть.
Подобное наблюдается и в душевном устроении человека. Светильник души — это ум. Если он светел и ясно понимает духовные предметы, то он просвещает все душевные свойства и направляет их деятельность к приобретению истинно полезного для души. Помрачение ума как высшей душевной силы дает извращенное, ложное направление всей деятельности души. В этом состоянии лжеименного разума человек пренебрегает духовными ценностями и привязывается к земному, тленному, преходящему. Если глаз — светильник телу — ослеп, это беда, но насколько страшнее и губительнее слепоты телесной помрачение ума?
Истинные ценности
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф 6:19–20). Мысль Спасителя понятна: не нужно чрезмерно заботиться об умножении земных сокровищ, потому что все они не прочны. Сегодня они есть, а завтра могут быть утеряны, истреблены, украдены. Необходимо прилагать больше сил и попечения о вещах, относящихся к вечной жизни. Нетленные вечные богатства Царствия Божия неизменны.
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). Сердце, естественно, всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит и к чему привязано. В чем человек утверждает свое высшее благо, к тому и лежит его сердце. Таким образом, чтобы стремление сердца христианина было правильным, необходимо, чтобы предмет этого стремления был свят и чист. Небесные сокровища — это добродетели, к ним и должно быть привязано сердце всякого ученика Христова.
Святое — святым
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6), — поучает Христос сразу же после слов об недопустимости осуждения. Ученики Христовы не должны стремиться быть судьями других, подчеркивает Он, но они не должны безрассудно выставлять перед людьми и свое высокое призвание.
Утверждая это, Господь прибегает к иносказанию. Образ заимствован из того, как если бы кто святыней — жертвенным мясом — вздумал кормить собак. Святыня, а также жемчуг, означают здесь все, что относится к христианской вере, всю евангельскую истину. Псы и свиньи — нечистые животные — образ нравственно извращенных и неспособных к принятию евангельской истины людей, которым священное и духовное чуждо и противно, ценности которого они не могут понять. Смысл притчи в том, что людям нравственно извращенным и злым не следует предлагать евангельских истин и всего святого, чтобы те, не осознав драгоценного, не осквернили его, смешав с мудрованиями человеческими, не извратили, не надсмеялись над ним, а заодно и не ополчились против вас.
Путь скорбей
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13–14). Можно полагать, что образ взят из способа устройства древних городов, окруженных стенами с разными воротами. Одни из них вели на главные многолюдные улицы города и были широкими, в них постоянно толпились прохожие. Другие вели на узкие улицы, где народу встречалось немного. Тесные врата и узкий путь — образы добродетельной жизни, ведущей в жизнь праведную и вечную, но это путь лишений и скорбей. На просторных же и оживленных путях много греха.
Критерий праведности
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф 7:15–16). Сказав о пути, Господь говорит и о проводниках — вождях и учителях, тех, кто призывает идти той или иной дорогой жизни. Лжепророками Христос называет тех, кого не посылал Бог быть учителями народа, а выдает себя за посланников Божиих, являясь самозванцем. Овца — символ простоты и кротости. Быть в овечьей шкуре — значит иметь внешний вид, личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собой неопытных людей. Волками хищными именует Господь лжепророков, как немилосердных и хитрых губителей человеческих душ. Они лишают людей спасения своим лжеучением.
«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Мф 7:17–20). Господь указывает на критерии, по которым можно определить лицемерных лжеучителей и льстецов и отличить их от учителей истинных — это их дела. По учению сделать это трудно, но образ жизни, дела — самое красноречивое свидетельство о них. О качестве дерева обычно судят не по стволу и не по листьям, не по цветам, а по плодам. Цветы могут быть красивыми и благоухающими, листва — густой и нежной, а плод — горьким; и наоборот. Значит, каков плод, таково и дерево. Посему и от лжеучителя нельзя ожидать подлинных добродетелей, как от терновника — винограда. И как дерево, не приносящее добрых плодов, употребляют для топки печи, так и лжеучители подлежат адскому огню.
Основа благополучия
Нагорную проповедь Господь заканчивает величественным сравнением человека, который воспринятое от Сына Божия учение приводит в соответствие со своими делами, с основателем собственного дома на камне, а того, для кого слово и дело далеки, — со строителем на песке.
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7:24–27).
Жизнь каждого человека в одно мгновение может оказаться под угрозой всевозможных бедствий, искушений, скорбей. Когда он считает себя в безопасности, внезапно могут быть потеряны сразу и здоровье, и богатство, и слава, и благополучие. Кто действительно со Христом, тот устоит, ибо обретет во Христе силу выстоять и не погибнуть, а кто не жил по заповедям, не исполнился духа веры, надежды и любви Христовой, не найдет в себе и силы противиться искушениям.
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.