Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Творение обновленного человека
«Ведомости Нижегородской митрополии» №3 (225) 21:19, 15 февраля 2022

Творение обновленного человека

Особенности евангельских исцелений

Всеохватное служение Сына Божиего людям имело несколько аспектов: научение, исцеление, чудо­творение как убеждение в истинности обетований, собственно Искупительная Жертва, созидание Церкви и послание Святого Духа. Читающему Евангелие важно увидеть в описании многочисленных исцелений не эффектное внешнее событие, дейст­вующее на сознание и чувства окружающих, но в первую очередь полновластное проявление Божиего милосердия и всецелое восстановление поврежденного грехом естества.

«Можешь, если хочешь»

История исцеления прокаженного изложена евангелистом Матфеем (Мф 8:1–4). Проказа была страшной болезнью и считалась неизлечимой. Человек заживо гнил и был обречен на медленную мучительную смерть. Согласно закону Моисееву, священники обязаны были осматривать подозреваемого в этой болезни и в случае удостоверения объя­вить человека нечистым. Затем следовало удаление его из общества. Он обязан был жить вне города. После определенной стадии проказы тело, покрытое как бы чешуей, очищалось, болезнь прогрессировала, но уже не была заразной. Тогда больной вновь приходил к священнику, и тот свидетельствовал о его безо­пас­ности для общества.

Прокаженный, пришедший ко Христу, осознавал, что болезнь его неизлечима, но глубоко верил, что для Иисуса нет невозможного: «Если хочешь, можешь меня очистить». После ответа Спасителя: «Хочу, очистись», — все струпья, язвы, опухоли, раны исчезли в одно мгновение. Взорам присутствующих предстал обновленный здоровый человек. Чудо было несомненным и поразительным.

Господь приказал исцеленному молчать о случившемся, но немедленно идти в Иерусалим, показаться священнику и принес­ти надлежащие жертвы. Запрет, видимо, был вызван желанием, чтобы священники, не зная о случившемся, засвидетельствовали чудесное исцеление прокаженного, ибо их вражда ко Христу могла заставить их солгать, увидев исцеленного Им. Но, полный восторга от обретения здоровья и благоговения к Исцелившему, тот не смог молчать и всем рассказывал о чуде.

«Не трудись, Господи!»

Сюжет об исцелении слуги сотника находим у евангелистов Матфея и Луки: Мф 8:5–13, Лк 7:4–10. В Капернауме ко Христу подошел сотник, прося Его исцелить своего слугу. Сотником в римской армии назывался офицер, командовавший сотней солдат. Толкователь Священного Писания профессор Лопухин утверждает, что известий о пребывании в то время в Капернауме римских войск не сохранилось, поэтому можно предположить, что сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников.

Евангелист Лука излагает это событие несколько иначе. Он говорит, что сотник не лично явился ко Христу с просьбой, а послал к Нему иудейских старейшин города, с которыми был в добрых отношениях. «И они, придя к Иису­су, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк 7:4–5).

Господь направился к дому сотника, и тот вышел ему навстречу. При этом сотник только сообщил о болезни, ни о чем не прося: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф 8:6).Замечательно, как этот грубый военный из язычников показывает такое сострадание к своему слуге, по сути рабу, к которому было принято относиться как к собственности. Продать, купить, убить, выгнать при болезни или старости — все это было вполне обычным явлением по отношению к рабам.

Господь уже намеревался войти в дом сотника, как тот остановил его: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лк 7:6), «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф 8:8–9).

Из этих слов видно, какое высокое понятие имел этот человек о Христе: он считал Его полновластным Повелителем природы. Смирение и сила веры язычника настолько тронули Спасителя, что Он, обратившись к народу, воскликнул: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк 7:9). А сотнику сказал: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф 8:13).

Господь воспользовался верой сотника, чтобы провозгласить истину о Царствии Небесном, которое открыто не только для иудеев, но и для язычников: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:11–12).

«Встала и служила»

В числе многих других подобных фактов святые Матфей и Марк описывают исцеление Петровой (Симоновой) тещи. Войдя в дом Симона и Андрея, вероятно, чтобы вкусить хлеба, Господь увидел, что теща Симона лежала в сильной горячке. Евангелист Лука, как врач, упоминает о степени болезни, употребляя медицинский термин. Он же говорит, что об ее исцелении ходатайствовали — «просили Его о ней» (Лк 5:38).

Высокая температура, как правило, настолько обессиливает больного, что даже после выздоровления требуется некоторый период восстановления. Здесь же мы видим, что «горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им» (Мк 1:31) — прислуживать за столом в совершенном здравии и полноте сил.

Плач и скрежет зубов

Восток и Запад, по библейскому выражению, означают весь свет с отдаленными его странами. Царство Небесное представляется здесь в образе пира, на котором восточные люди не сидели, а возлежали. Смысл этого в том, что многие язычники, которые уверуют во Христа, достигнут спасения и блаженства в Царстве Мессии, в общении с патриархами и святыми еврейского народа, а иудеи — сыны Царства, избранный народ — будут изгнаны «во тьму внешнюю» — образ будущих мучений, взятый опять же от образа восточной вечери. Ночной холод и окружающая темнота на Востоке — противоположность светлой, теплой и уютной комнате, где происходили вечери. Провинившихся в чем-либо выводили оттуда и оставляли в темноте и на холоде, в то время как другие, в тепле и свете, веселились, что для изгнанных, конечно, было крайне неприятно.

Христос исцелял многих, но не всех

Рассказывая об исцелениях, евангелист Матфей не забывает сослаться на ветхозаветное пророчество Исайи: «Да сбудется реченное пророком Исайей, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис 53:4). Исцеляя больных, Гос­подь сострадал им, воспринимая на Себя человеческие болезни и немощи — грех со всеми его последствиями, чтобы воссоздать человека как образ Божий, избавить его от страданий. И это избавление начиналось с исцелений тех, кто готов был уверовать во Христа как Спасителя мира. Евангелист Матфей говорит об исцелении «многих бесноватых» (Мф 8:16),  а это косвенно указывает, что Спаситель исцелял не всех желающих. Причина была, конечно, не в ограниченных возможностях Христа, а в недостоинстве приходивших.

Подготовил иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.