Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Паства Христова > Малая Церковь: создать и сохранить
«Ведомости Нижегородской митрополии» №4 (226) 20:07, 28 февраля 2022

Малая Церковь: создать и сохранить

Беседы о семейной жизни на приходе кремлевских храмов

Нижегородский кремль из исторического центра города вновь превращается и в духовный. Возрожден Никольский храм при манеже, восстановлена колокольня бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора и храм в честь Симеона Столпника. На приходе кремлевских храмов начала развиваться приходская жизнь. В частности, проходят беседы о проблемах семейной жизни.

И трапеза, и задушевный разговор

Беседы проводят клирик Михаило-Архангельского собора в кремле иерей Евгений Кондратьев и православный психолог, выпускница отделения социальных работников Центра подготовки церковных специалистов «Покров» Варвара Шульга.

— Наша колокольня просто центр притяжения людей, — радуется отец Евгений. — В январские праздники посетителей было особенно много, все хотели полюбоваться с высоты на заволжские дали. И, конечно, на наши храмы. Кроме того, в кремле возрождена традиция соборного колокольного звона, когда одновременно звонят колокола на всех четырех колокольнях. Приход у нас один, а храма три. После освящения Симео­новской церкви появилась трапезная. Трапеза, как известно, сплачивает людей. После службы все прихожане теперь приглашаются на чаепитие. Здесь же, при храме в честь преподобного Симеона Столпника, есть место для проведения приходских мероприятий. Например, бесед о семейной жизни.

Участники этих встреч — прихожане не только храмов кремля, но и других церквей благочиния. Впрочем, здесь рады и случайному туристу, и любому нижегородцу, пусть даже невоцерковленному. Когда начал действовать Никольский храм при манеже, беседы — регулярно, два раза в месяц — проводили там. Теперь чаепитие организуют в просторном цоколе Симеоновской церкви.

Разговор начинается после молебна с акафистом святителю Николаю о благополучии в семье. Темы, как и проблемы, разные: взаимоотношения супругов, создание семьи, одиночество, бездетность, грех аборта… Как жить с этим, что делать? Люди с удовольствием принимают информацию, чувствуется, что многим она необходима. Среди прихожан есть детский психолог Ольга Монахова, она тоже однажды проводила беседу.

У пересохшего источника

— В основном приходят женщины, мужчин мало. Приходят со своей болью, — говорит отец Евгений. — Совместно с психологом мы пытаемся им помочь, понять, почему возникает сложная ситуация, исправить ее. О грехе аборта, я опасался, что никто не будет говорить. Но разговор состоялся, и очень душевный. Протоиерей Димитрий Смирнов (мы часто вспоминаем его) говорил, что это мужской грех. Многим важно было увидеть конкретный пример внутреннего преодоления последствий, когда источник любви, который перекрывается в душе женщины после аборта, постепенно, с помощью молитвы и покаяния, вновь оживает, женщина меняется, ей становится легче.

— Идея таких встреч родилась, когда я училась в «Покрове», — говорит Варвара Шульга. — Под руководством преподавателя Анны Яковлевны Чигриной я написала об этом выпускную квалификационную работу. Ее актуальность, в связи с современной демографической ситуацией в стране, неоспорима, мы просто вымираем. Это особенно заметно в женских консультациях, где я веду беседы с женщинами, планирующими аборт. Беременных становится меньше, абортов больше, много разведенных и тех, кто на грани. И одна из причин этого, по моему мнению, — наше неумение жить в семье. Среди литературы на семейную тему мне однажды попалась книга прото­иерея Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь», она запала в душу. На ее основе во многом и созданы наши беседы.

Любовь или влюбленность

Одна из тем приходских встреч в кремле — Любовь. Именно с большой буквы. Огромное желание организаторов — чтобы поговорить об этом приходили юные пары перед венчанием. Здесь они могли бы услышать и понять то, что не всегда удается донести катехизаторам на обязательных беседах перед таинством Брака.

— Мы говорим об отличии любви и влюбленности, — рассказывает Варвара Шульга. — Люди часто не различают эти два понятия, ждут от влюбленности проявления любви. А влюбленность — это временное явление. Влюбляются всегда во что-то. Не в человека, а в какие-то его качества: красоту, ум, обаяние. Но, как показывает опыт, все это может стать временным явлением. Объект влюбленности исчезает, и влюбленность проходит. Любовь — другое. Она вечна. Кроме того, любят не за что-то. Любят просто так. За что мы любим маму, ребенка? За то, что мама — моя и ребенок мой, мы одной крови? Но бывает, что и в родной семье нет любви. Или другой пример: приемные родители любят ребенка больше, чем биологические. Влюбленность, кроме того, всегда выбирает лучшее. Юноша поступает в институт и оказывается в группе, где несколько девушек. Он, конечно, будет выбирать самую лучшую, на его взгляд. Самую красивую, обаятельную, умную… Это сродни тому, как автомобилист выбирает всегда лучшую из возможных для него вариантов машину. Но всегда найдется та, что еще лучше. И если через какое-то время появится возможность ее поменять, он поменяет. Так и влюбленность, которая не переросла в любовь.

Любовь, доносит психолог до своих слушателей, рождается только в браке и проявляется во всей своей силе только после долгих лет. Что же делать, чтобы влюб­ленность стала любовью? Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».

— Для меня такой пример — любовь к приемным детям, — продолжает Варвара. — Когда я брала приемного ребенка, был жуткий страх. Вдруг не смогу его полюбить? Но в ежедневной заботе о человеке, в делах любви, это чувство появляется.

На поле боя

Другая тема, которую Варвара разбирает вместе со своими слушателями, звучит так: «Мужчина и женщина. Кто они?» Мы разные: мужья и жены, папы и мамы, братья и сестры, женихи и невесты. И не только по внешнему виду. Мы по-разному мыслим.

— В книге у отца Ильи Шугаева я подсмотрела вопрос, которым он начинает одну из своих бесед: кто умнее, мужчина или женщина? И сам же отвечает: вопрос поставлен совершенно неправильно. Ум у нас разный. Мужчина чаще руководствуется доводами рассудка, женщина больше доверяет интуиции. Воля также разная. Мужчина жестче, например, в воспитании детей ему проще добиться чего-то прямым принуждением. Женщина будет действовать мягче и дипломатичнее. Есть, конечно, и исключения, и современная ситуация, когда женщина берет на себя роль мужчины в семье и, невольно, против своей сущности, начинает копировать его поведение.

Современные супруги будто на поле боя — воюют за первенство. И наиболее активны женщины. Желанием главенствовать они портят жизнь себе, мужу и детям, которые все видят и чувствуют, а потом переносят родительскую модель поведения в свои семьи.

— Укоренилось негласное мнение, — считает Варвара Шульга, — что женщине лучше быть эдаким мужчиной в юбке. Мы боремся за это право, но при этом ждем от мужчин отношения к себе как к слабому созданию, требуем опеки. Помню, у меня на консультации была женщина, которая страдала, что муж относится к ней не так, как хотелось бы. Еще она очень любила передвигать мебель в квартире. От этого ей было радостно, ее вдохновляла смена обстановки. Но переставляла шкафы и тумбочки она сама! Не муж, не наемные рабочие. Как же он мог увидеть в супруге нежное и хрупкое создание? Есть и другая крайность. Один мой знакомый каждый день возвращался с работы очень напряженный, заранее зная, что не отдохнет — его загрузят кучей домашних дел, в том числе перестановкой мебели. И в том, и в другом случае помогла бы женская мудрость.

До новых встреч

19 февраля в Симеоновском храме говорили о том, почему Бог не дает детей. Варвара Шульга знает эту проблему изнут­ри: она воспитывает четверых, но пережила три замершие беременности. Ответ на вопрос, ставший темой беседы, сама искала в трудные моменты жизни. Прихожане искренность чувствуют, поэтому разговор интересен даже тем, кому Господь дал счастье услышать обращение «мама». После бесед люди задерживаются, просят совета, приходят пообщаться в другое время. И благодарят.

— Мы говорим о семейной жизни, о ее благополучии. Но все-таки основная цель нашей работы — чтобы каждый человек соединил свою жизнь со Христом, — рассказывает отец Евгений Кондратьев. — Как говорил блаженный Августин, если у человека Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем.

Впереди новые встречи, новые полезные, душевные разговоры. Прийти в Симеоновский храм в Нижегородском кремле может каждый желающий. Информацию о теме и времени проведения бесед можно найти на сайте Нижегородского благочиния, кроме того, у прихода есть страница «ВКонтакте» и чат в Вайбере. Батюшка и православный психолог всем рады помочь.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.