Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > Глава Нижегородской митрополии совершил утреню Великой субботы с чином погребения Плащаницы

Глава Нижегородской митрополии совершил утреню Великой субботы с чином погребения Плащаницы

21:53, 22 апреля 2022

Текст Марины Дружковой. Фото Александра Чурбанова

22 апреля в Нижнем Новгороде в кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил утреню Великой субботы с последованием погребения Плащаницы.

Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии.

Во время чина погребения состоялся крестный ход с Плащаницей вокруг храма. Это богослужение символизирует погребение Иисуса Христа. Верующие поклонились Плащанице, как самому Господу Иисусу, лежащему во гробе. Плащаницу оставляют в церкви, и верующие поклоняются ей до позднего вечера субботы, когда начинается Пасхальный крестный ход.

В завершение службы митрополит Георгий обратился с архипастырским словом. Он особо остановился на последних днях земной жизни Христа: неправедном суде над Ним, Его страданиях, Его погребении.

«Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем Воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тело Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф 27:57-66; Ин 19:39-42), дабы это не произошло по слову Христа», — сказал правящий архиерей.

«Сегодня на богослужении мы слышали песнопения о том, что Бог Слово плотию снисходит во гроб. Он тут же снисходит и во ад и разрушает его врата, вырывает жало у смерти. Только об этом еще никто не знает. Пройдет некоторое время, и придет благая весть о том, что Учитель жив. Но  это восстание из мертвых — столь необычное явление, что даже апостол Фома скажет: «Пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в эти раны, и не вложу руки моей в ребра, не поверю». Но как говорит апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то тщетна, бесполезна вера моя», — продолжил архипастырь.

«Мы с вами по милости Божией  проходили святую Четыредесятницу Великого поста, Страстную седмицу, вспоминали те дни, когда Христос давал последние наставления ученикам, совершил Тайную вечерю. Мы вспоминали моление Господа о Чаше, Его страдания в Гефсиманском саду, арест, суд во дворе первосвященника, суд у римского прокуратора, который завершается казнью. Господь до конца испил чащу страданий,  явил собой неизреченную любовь к каждому человеку. И дай Бог, чтобы каждый из нас имел бы благодарность и понимание  того, что и ради нас свершилось это святое действо, чтобы и я не погиб, но имел жизнь вечную в Царствии Небесном», — добавил глава митрополии.

Справка:

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается, как надгробная служба, как плач над мертвецом. После пения погребальных тропарей и каждения духовенство выходит к Плащанице. Поется псалом 118 и к каждому стиху его припеваются особые «похвалы», в которых выражается ужас всей твари перед смертью Господа, сострадание, скорбь.

После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, — пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом. Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть.

После канона и великого славословия при погребальном перезвоне колоколов и пении «Святый Боже» Плащаница торжественно обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью. Затем Плащаница вносится в храм и полагается перед открытыми Царскими вратами в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

Когда Плащаница возвращается на середину храма, читается паремия из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых — поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию: «И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете» (Иез 37:13-14).

Далее читается послание апостола Павла к Коринфянам, научающее, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Читается Евангелие о том, как священники и иудейские фарисеи просили Пилата опечатать гроб Спасителя и поставили там свою стражу.

По окончании утрени верующие восхваляют церковной песнью Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб. Хор поет: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», после чего все вновь подходят приложиться к Плащанице.

Плащаница находится в центре храма до позднего вечера Великой субботы. Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.