Я расскажу об этом путешествии, хотя паломничеством в прямом смысле слова его не назовешь. Наша группа (нижегородцы и дзержинцы) отправилась в Республику Дагестан, где подавляющее большинство жителей исповедует ислам, за исключением горских евреев и русских — иудеев и православных по вероисповеданию.
Перед поездкой наша гид даже предупредила: «Мы приедем в Махачкалу 1 мая — в последний день священного месяца Рамадан. Этот пост обязательный для мусульман. Местные жители будут голодные и злые». Мне хотелось возразить. Любое воздержание в принципе должно вести к успокоению внутренних чувств, а не напротив. У нас самих только закончился Великий пост, многодневный и строгий, и мне не хотелось смотреть волком на тех, кто все эти семь недель ел мясо. В этих своих размышлениях я была близка к правде.
Дагестан встретил нас приветливо с первого дня, начиная с солнца. И местные жители — хозяева нашего отеля, и гиды, и просто случайные прохожие — все были к нам добры, по-кавказски приветливы и гостеприимны. С солнышком в душе и глазах.
Ну а теперь по порядку.
Республика Дагестан является для большинства русских туристов новым, неохваченным направлением. Хотя в эти майские дни русских туристов в Дагестане нам встречалось очень много — все устремились открывать свою страну, которая раскинулась, как поется в нашем гимне, от южных морей до полярного края. А Дагестан в этом отношении вообще место уникальное. Республика имеет самое южное положение на Северном Кавказе, расположена на стыке Европы и Азии и является перекрестком разных цивилизаций. Свои следы, начиная с IV–III веков до н. э. здесь оставили кавказские албанцы, римляне, персы, арабы, хазары. И самым показательным с исторической точки зрения является город Дербент. Туда мы отправились в первый день нашего путешествия по Дагестану.
Первый православный город
Дербент — один из самых древних городов России и всего мира. Здесь можно увидеть памятники, которые помнят древних персов и византийцев — сторожевые башни, городские некрополи и мавзолеи. Современные архитекторы не перестают удивляться находчивости градостроителей прошлого: огромный участок земли от моря до гор они перегородили стенами и возвели между ними, в поперечнике, «город-коридор». Эта древняя крепость защищала народы Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока от кочевников с севера вдоль Каспийского побережья.
Частью дербентской крепости является доарабская цитадель Нарын-Кала, главная достопримечательность Дербента. Местами на стенах крепости еще сохранилась старинная резьба по камню уникальной красоты. Из крепости открывается удивительный вид на город, который посещали Геродот, Тацит и Плутарх.
Нарын-Кала — историческое ядро и гордость Дербента. Нам показали знаменитый ханский (рубиновый) дворец, саркофаги первых правителей, подземную тюрьму (зиндаб), ханскую баню, водопровод и загадку этой крепости — подземное крестово-купольное сооружение. Ученые, посвятившие ему не одну конференцию, предполагают, что это первый и самый древний здесь и во всей России христианский храм. Храм был возведен в IV веке, когда Дербент был в составе Кавказской Албании, где христианство в это время было принято в качестве государственной религии. Причем эта античная держава стала первым в пределах современной России христианским государством, а Дербент является первым в нашей стране православным городом.
Кстати, с Дербентом связаны истоки ислама в России. Расположенную в старом городе Джума-мечеть, которая до сих пор сохраняет свой первозданный облик, можно считать первой мусульманской постройкой на территории нынешней России. Она была построена в 642 году, когда в Дербент вошли первые посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к своей вере. С этого периода начинается постепенное приобщение народов Дагестана к исламу, который растянулся почти на 900 лет и в основном завершился к концу XVI века.
Рядом с крестово-купольным сооружением в Нарын-Кале стоит звонница с семью колоколами, построенная в 2020 году на средства горожан разных национальностей и вероисповеданий. Звонница установлена в память о главном христианском храме города — соборе святого Георгия Победоносца, который был возведен на народные средства в 1853 году на площади Ермолова (ныне пл. Свободы) и разрушен в 1938 году. К началу XIX века, после окончательного присоединения Дербента к России, здесь располагался большой русский гарнизон, для которого была застроена нижняя часть города — новая, или европейская, как ее здесь называли. Эта звонница, появившаяся недавно в старой крепости, символизирует связь исторических эпох, объединяя христианское прошлое и настоящее древнего Дербента.
Это пересечение христианства и ислама, их мирное сосуществование в Дагестане мы наблюдали, гуляя по узким мощеным улочкам старого Дербента. Проходя мимо Кильса-мечети, с удивлением узнали, что в 40-е годы XIX века ее приспособили под церковь для русского линейного батальона, в котором служил и ссыльный писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский.
Всего в 19 километрах от Дербента находится уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире, — ракетный экраноплан «Лунь». Посещение этого объекта превзошло самые смелые наши ожидания. Вот представьте. Низкое и серое небо, потускневшая полоска дикого песчаного пляжа и у самой кромки воды возвышается серый «монстр». Крылатый гигант высотой с пятиэтажный дом! Из-за своих огромных и пугающих размеров был прозван «Каспийским монстром».
Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в нашем родном Горьком (Нижнем Новгороде) группой инженеров КБ им. Р. Е. Алексеева. Ракетоносец поднимался над водой всего на 2–4 метра и развивал скорость до 500 км в час. Из-за того, что машина летела на экране низко, она была незаметна для радаров противника. Еще одной уникальной особенностью экраноплана была способность взлетать и садиться на воду в шторм. Для уничтожения вражеских кораблей «Лунь» был оснащен шестью сверхзвуковыми ракетами и авиационными пушками.
Эта боевая машина десять лет числилась в 236-м дивизионе экранопланов Каспийской флотилии. После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». Сейчас на берегу Каспийского моря началось строительство военно-патриотического парка «Патриот», где «Лунь» станет центральным экспонатом. Как нам сказала гид, «Лунь» поднимут на высокий пьедестал. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
В гостях у горцев
Как у любого пакетного туриста, были у нас и водопады, ущелья, панорамы, места, где ты обнимаешь небо и сливаешься с природой… О природе Кавказа наслышаны многие.
Второй день в Дагестане прошел в высокогорном Хунзасском районе. Наш путь лежал по крутому серпантину, когда с одной стороны — пропасть, с другой — уступы гордых гор, бесконечно уходящих в небо. Здесь именно горы держат небо на себе, подпирая его в бока облаков острыми зубцами.
Я уже видела частично Кавказ, но везде он такой разный. Здесь он строгий, аскетичный, скалы почти не покрыты зеленью, с резким рельефным рисунком. И чем выше в горы, тем холоднее становится. Эту разницу мы почувствовали на себе, когда начали путешествие с футболки, а закончили толстовкой и курткой. Тем сильнее удивлялась трудолюбию и мужеству живущих здесь горцев. Их дома разбросаны по склонам безжизненных скал, где они организовали свое хозяйство. И какое! Чтобы выращивать хлеб, овощи и плоды, они вырезали на скалах ступени-террасы, удобрили грунтом и высадили нужные культуры. На выпасе у них коровы и овцы. Причем местные коровы так привыкли к горам, что без всякого труда поднимаются вместе с козами по горным уступам. И, кстати, живут так не единицы. На территории Дагестана всего десять городов, больше половины населения проживает в горных аулах и низовьях. Вот так… По-разному живут и в горах.
Повстречали сегодня живое село, образованное из пришлых с разных мест (где нет кладбища), поскольку по обычаям дагестанцев человека положено хоронить там, где он родился, милые альпийские деревни и села-призраки, брошенные людьми.
Разрезая клином небо
Среди труднодоступных красот Хунзасского района, его глубоких ущелий и говорливых водопадов, находятся мемориальные места, дорогие сердцу каждого дагестанца. Первостепенное значение имеет, бесспорно, мемориальный комплекс «Белые журавли», расположенный в селе Цада, откуда был родом Расул Гамзатов, где сохранился его дом, в котором родился и вырос народный поэт.
Памятник создан по мотивам знаменитой песни «Журавли», написанной на стихи Расула Гамзатова. С обеих сторон дорожки, ведущей к мемориалу, расположены плиты, на которых высечены названия сел Хунзасского района и цифры: сколько на фронт ушло мужчин и не вернулось. Больше половины осталось на полях сражений.
У подножия памятника, где изображены Расул Гамзатов и его отец Гамзат Цадаса, выдающийся поэт, прозаик и публицист, нам рассказали об истории создания этой скорбной песни и о японской девочке из Хиросимы, которая верила, что если сделает из бумаги тысячу белых журавлей, не умрет. Памятник этой девочке с белым журавлем Расул увидел во время поездки в Японию. «Именно когда я стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток, — писал поэт. — Этот «промежуток малый» оставлен и на памятнике.
Мемориал расположен среди безжизненных скал на высоком панорамном месте. Когда мы приближались к журавлям, их клин становился все выше и выше, и казалось даже, что вот-вот он преодолеет тяжесть мрамора и взмоет, разрезая хмурь неба…
На родине Хаджи-Мурата
Есть в Хунзасском районе еще одно мемориальное место, напоминающее о непростой истории присоединения Дагестана и всего Северного Кавказа к России. Памятник выполнен в виде мраморной глыбы, разбитой на две части. Одна сторона посвящена Хаджи-Мурату, другая — Льву Толстому, увековечившему имя героя Кавказской войны в литературе. Памятник возведен на родине Хаджи-Мурата, в селе Хунзах на плато Матлас.
Хаджи-Мурат «был самый смелый, предприимчивый, воинственный и любимый народом из наибов вождя войны Шамиля», но перешел на сторону русских в надежде спасти свою семью — мать, двух жен и пятерых детей, которых похитил после ссоры с Хаджи-Муратом Шамиль.
Война на Кавказе была долгой, жестокой и кровопролитной, и, конечно же, поступок Хаджи-Мурата в глазах горцев был неоднозначным. Однако Толстой своими произведениями кавказского цикла создал основу взаимного уважения и любви, связывающую наши народы.
Особое достояние Дагестана — это его народ, открытый, очень религиозный и трудолюбивый. Дагестанцы — название собирательное. На территории современного Дагестана проживает много разных национальностей, их количество даже подсчитать трудно: аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты (татские евреи), ногайцы, цахуры и другие. Причем здесь нет базовой нации. Самая многочисленная — это аварцы. Их численность составляет 29 процентов населения.
Все из нашей группы отметили глубокую религиозность местных жителей, их преданность традициям. При каждой заправке и дорожном кафе или магазинчике есть молельня. Мусульмане должны совершать намаз пять раз в день. Оказывается, 70 процентов жителей Дагестана сегодня придерживаются норм шариата. Здесь бережно чтут свои традиции, обычаи предков.
2 мая, в день главного праздника мусульман, не работал никто. Магазины и кафе были закрыты. Мы не смогли нигде даже кофе купить. Так они свято чтут этот день. Двери всех домов были открыты, столы накрыты, нарядные дети ходили по домам за сладостями, как у нас на Рождество и Пасху. Здесь приветливы и уважительны к традициям друг друга. Многие из малых народов Дагестана имеют свой национальный театр. В центре Махачкалы красуется православный Свято-Успенский кафедральный собор, недавно отреставрированный. Православных здесь не стесняют, поскольку живут бок о бок уже 200 лет.
Путешествие в Дагестан — и познавательное, и полезное и для глаз, и для души.
Текст: Марина Дружкова