Для людей воцерковленных священник играет важную роль в жизни. Многие прихожане видят в нем духовного отца, особенно, когда общение с ним продолжается годами. Верно ли мнение, что каждое слово священника свято, или мы имеем право засомневаться в человеке, которому вверяем руководство своей душой. На этот и другие вопросы отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Раньше для священников существовал возрастной ценз, хотя, как я прочла, в дореволюционный период рукоположения совершались над молодыми людьми, не достигшими определенного возраста. Стоит ли придерживаться этого канона, ведь, действительно, испытываешь больше доверия к умудренному опытом батюшке, чем к молодому человеку, только окончившему семинарию?
— Согласно церковным канонам диаконы посвящаются по достижении 25 лет, пресвитеры (священники) — 30 лет (14-е правило Трулльского собора). В России в синодальный период канонический возраст был определен только для ставленников, не имевших духовного образования, а выпускники духовных учебных заведений рукополагались до достижения канонического возраста. Согласно современному Уставу Русской Православной Церкви во диакона и пресвитера разрешается рукополагать лиц, достигших гражданского совершеннолетия. Так установлено канонами, и менять их не в нашем ведении. Доверие или недоверие батюшке — понятие относительное. И дело здесь не в возрасте, а в зрелости ума, искренности в служении Богу через служение людям.
— У нас дружный приход. Много лет служил один и тот же батюшка, и вот вместо него назначили другого. Отношения с ним у нашей общины не складываются. Можем ли мы обратиться с просьбой дать нам другого батюшку, если нельзя вернуть нашего?
— А потом отношения не сложатся и с другим священником, и вы снова будете просить замену? Странная позиция, напоминающая детский каприз. Пресвитера на место служения определяет правящий епископ из определенных и необходимых для служебной пользы обстоятельств. Я думаю, вам лучше, проявляя христианские смирение и терпение, искать тропинки к взаимопониманию с вашим батюшкой. Терпение, безусловно, нужно проявлять и ему. Возможно, вы так встретили нового священника, что он заметил вашу холодность и как-то отстранился от прихода. Все наладится, если дело будет делаться с обоюдной любовью. Есть исключения, конечно, но это другой разговор. И еще нужно помнить прописную истину: в храм мы идем не к священнику, а к Богу. И этому не может помешать никто.
— Что такое «священник по чину Мелхиседека», почему так называется Христос? Кто такой Мелхиседек?
— В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама, после победы над четырьмя царями встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт 14:18–20). Мелхиседек – таинственная личность, в Священном Писании упоминается он дважды без всякого объяснения, кто же он. Второй раз в 109-м псалме: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109:4). Церковь считает это пророчеством о Мессии, то есть о Христе. Изучая послания святого апостола Павла, в которых говорится о Мелхиседеке, особенно послания к евреям, толкователи приходят в выводу, что Тот, Кого Библия называет Священником Бога Вышнего, является в Ветхом Завете прообразом Самого Христа.
— Один из главных аргументов людей, которые не принимают Церковь: священник не нужен, потому что человек сам может общаться с Богом. Как грамотно объяснить, зачем священник в Церкви?
— Во все времена (в том числе и до христианства, в язычестве) были избранные люди, которые помогали остальным в общении с высшими силами. Если говорить о Ветхом Завете, то мы видим, что священство появилось за полторы тысячи лет до Рождества Христова, когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. И Господь дал Моисею на горе Синай заповеди и правила религиозной жизни, а также определил, кто имеет право приносить жертву Богу. В Новом Завете после пришествия в мир Спасителя поменялись смысл жертвоприношения и его формы. Но служители, совершающие бескровное жертвоприношение, остались. Да, любой человек может лично общаться с Богом, независимо от места. Но в храме, где совершается Евхаристия, нужны люди, наученные, как ее совершать, получившие в таинстве Священства от епископа право (и благодать, то есть силу, Святого Духа) для служения и совершения других таинств. Они и называются священниками. Совершать таинства и помогать людям в общении с Божеством — их призвание и профессия. В Библии есть пример протеста людей против священства — это история с Кореем, Дафаном и Авироном (Чис 16:1–4). Чем закончился протест реформаторов, желающих обойтись без священства? Земля разверзлась и поглотила их.
— Правда ли, что для православного мирянина слово священника — закон? Что значит «слово священническое попраша»? Власть священника — насколько далеко она заходит?
— Нет, неправда. Закон для нас не какое-либо слово священника, а заповеди, данные Богом. А слово священника — рекомендация, к которой мирянин призван прислушаться и сам принять решение. Когда человек пренебрегает такой рекомендацией, словом священника, то это и называется в молитве «слово священническое попраша», то есть, «не послушался, не исполнил слово священника». Например, такое слово в таинстве Исповеди. Без священника это таинство невозможно. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18,18). Эта своеобразная власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании таинства. Но этот «свидетель» имеет право порекомендовать человеку какое-то время не приступать к таинству Причащения, а выполнить сначала определенное правило — помолиться сугубо, попоститься и т.д. Если мирянин пренебрег этим советом, он слово священническое «попрал».
— Что принципиально меняется в отношениях между прихожанином и священником храма, если последний, с согласия, конечно, становится духовником этого человека?
— В любом деле важен руководитель. Особенно это касается духовной жизни. Исповеди, получения совета и рекомендаций, помощи в различных вопросах религиозной практики — вот чего ждет мирянин от духовника, или, точнее сказать, духовного наставника. Найти такого нелегко, но при искреннем желании возможно. Конечно, для исповеди человек может подойти к любому священнику в любом храме. Но если речь идет не только об исповеди, но о дополнительной беседе, постоянном руководстве, тут уж человек стремится найти такого священника, с которым в дальнейшем будет связана его церковная жизнь, который будет помогать ему разрешать вопросы с духовной точки зрения, делиться с ним духовным опытом жизни в Церкви. Понятно, что отношения между этими людьми становятся прежде всего более доверительными. И тут следует быть предельно осторожным. Вот что пишет, например, святитель Игнатий (Брянчанинов): « …По прошествии восьми столетий от Рождества Христова начинают церковные святые писатели жаловаться на оскудение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках, обращаться к чтению отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра Православной Церкви…» Это сказано в XIX столетии. А вот слова современного богослова Алексея Осипова: «И сам святитель Игнатий, и Феофан Затворник, и их духовные ученики говорят о том, что духовное наставничество должно строиться по принципу не требования послушания, а по принципу совета. Богодухновенному наставнику можно было подчиняться «с закрытыми глазами». Теперь же, когда таковых нет, а есть люди более или менее опытные, — нужно слушать их советы не как уже непререкаемый голос Божий, как древние греки слушали оракула, а как голос человека, который, может, и больше меня понимает, но остается человеком. А человеку свойственно ошибаться…» Слава Богу, если кому удастся обрести духовного руководителя. Но будем помнить и совет святителя Игнатия: «Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства…»
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.