Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > В Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни отметили престольный праздник 

В Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни отметили престольный праздник 

13:00, 28 августа 2022

Текст Дарьи Петровой. Фото Александра Чурбанова

28 августа, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.

Правящему архиерею сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, настоятель этой обители игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

За литургией вместе с прихожанами молились ученики православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, их родители и педагоги.

По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира.

По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг храма.

Затем были вознесены молитвы Пресвятой Богородице.

Игумен Никон поблагодарил главу Нижегородской митрополии за совершенное богослужение и труды по возрождению обители. Настоятель монастыря преподнес управляющему епархией заздравную просфору и икону Божией Матери «Скоропослушница». Этот образ создан в иконописной мастерской обители.

Епископу Иннокентию игумен Никон подарил заздравную просфору и икону преподобного Серафима Саровского.

Далее поздравление с праздником прозвучало для митрополита Георгия и всех присутствующих из уст учеников православной гимназии. Они выразили правящему архиерею благодарность за архипастырскую заботу о гимназии и подарили ему цветы и торт, испеченный родителями учеников.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава митрополии поздравил всех с днем Успения Божией Матери — престольным праздником Свято–Успенской Саровской пустыни. «С большой радостью сегодня мы совершаем соборную молитву на богоспасаемой Саровской земле. Сегодня день большого праздника, когда Богоматерь была вознесена на Небо, став для начала великой Заступницей и Ходатайницей перед Богом. Пресвятая Богородица всегда была особа любима и почитаема православными христианами. К Ней обращались люди в самые тяжелые моменты русской истории, когда казалось, что выхода нет: во время иноземного пленения, войн, эпидемий. И они получали помощь, утешение, защиту. Будем и дальше возносить Ей молитвы, чтобы Она простирала Свой Покров над нашей Родиной, чтобы на нашей земле царили мир и процветание», — сказал он.

Митрополит Георгий особо поприветствовал педагогов православной гимназии, учеников и их родителей. Он пожелал им помощи Божьей, усердия в освоении знаний гимназистам и сил родителям и педагогам на ниве образования и воспитания.

После этого был совершен молебен на начало учебного года.

Справка:

Среди праздников в честь Богородицы Успение не относится к числу самых ранних. Интересно, что Церковь гораздо раньше начала праздновать дни смерти мучеников, называя их «днями рождения» в вечную жизнь, чем Успение Божией Матери. Например, в древнем сирском месяцеслове III–IV веков, где каждый день года имеет память какого-либо святого, нет ни одного богородичного праздника.

Профессор Скабалланович пишет: «Это легко объясняется тем, что мученики страдали и умирали на глазах у всех, а при той горячей любви ко Христу, которой горело все существо первых христиан, личность Богоматери оставалась еще в той тени, в какой Она находится в Евангелиях и писаниях апостольских. Нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на достоинство Богоматери, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность».

Все церковные историки отмечают, что жизнь Богородицы проходила в некоторой тайне для христиан, что ни об одном святом не известно так мало, как о Матери Иисуса Христа. А с приближением к дню смерти Она вообще теряется для окружающих. До IV века ни у кого из христианских писателей не обнаруживается указаний на судьбу Богоматери после вознесения на небо Ее Сына, что можно легко объяснить скудостью тогдашней христианской письменности и отсутствием поводов говорить об этом предмете.

Но когда в христианской среде стали появляться ереси, ставившие под сомнение основы Божественного откровения (в частности, ересь Нестория, отвергавшего рождение Бога от Девы), оказалось, что христиане совершенно не осведомлены о жизни и кончине Богоматери. Однако церковный мир сохранил древнее предание о том, что кончина Богоматери была не такой, как у остальных людей: Она не была предана тлению и вознеслась на небо вслед за Своим Божественным Сыном.

Предание сообщает, что Богоматерь после воскресения Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Отсюда Она посетила праведного Лазаря на острове Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим, где часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Сына, и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, Гроб Христа, Гефсиманию, Елеон.

По преданию, во время Ее молитвы на Елеоне за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Ей кончину и вручил райскую сияющую ветвь — символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Богородица завещала нести перед Своим гробом апостолу Иоанну и завещала похоронить Себя в Гефсимании, среди могил Своих родителей и Иосифа Обручника.

Предание также сообщает, что во время предсмертных распоряжений Девы Марии послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и ворвавшийся в дом вихрь принес апостолов из разных стран мира, где они находились с проповедью Евангелия. Именно так — летящими на облаках — они изображаются на иконах Успения. По преданию, опоздавший на три дня апостол Фома захотел проститься с Богородицей и, войдя в гробницу, не обнаружил там Ее тела. Так Церковь узнала о Ее вознесении.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.