21 сентября прихожан нижегородской церкви в честь Рождества Богородицы в поселке Гнилицы ждал не просто престольный праздник, но и значительный юбилей любимого храма. Ведь построен он был 200 лет назад, в 1822 году. Сегодня о храме, признанном памятником культурного наследия, нам рассказывают его прихожане.
Островок просвещения
Белокаменный храм в Гнилицах, с каменной же колокольней, построили тщанием прихожан в правление архиепископа Моисея (Близнецова-Платонова). Престолов в ней было три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, иконы Смоленской Божией Матери и святителя Николая, третий — в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1903 году трапезную часть храма перестроили на средства астраханского купца Егора Зиновьевича Коссова.
К Гнилицкой Богородице-Рождественской церкви была приписана церковь в Горбатовке, деревянная, выстроенная на средства разных благотворителей. Клир обеих в 1916 году составили: священник Иоанн Васильевич Беляков, диакон Павел Михайлович Никольский, псаломщик Александр Васильевич Дертев. Старостой с 1910 года был крестьянин села Гнилицы Петр Евграфович Шишкин.
Церковнослужители вели активную просветительскую работу среди жителей Гнилиц, Стригина, Нагулина, Гавриловки, Горбатовки. В 1860‑х годах священник Флегон Худяковский обучал грамоте крестьянских детей — сначала у себя дома, а позднее в гнилицком сельском приходском училище. Через некоторое время в деревнях Горбатовке и Гавриловке было открыто народное училище для малолетних преступников; попечение о нем также несли священники храма.
7 января 1894 года по инициативе священника Иоанна Белякова появилась церковно-приходская библиотека, которой мог пользоваться любой желающий. В ней насчитывалось более 200 томов. В 1905-м в Гнилицах учредили министерскую школу, а в 1916 году — высшее начальное училище. Одновременно в деревнях Нагулино и Стригино в 1910 году открылись земские школы.
Приход церкви занимался и благотворительностью. В 1902 году по инициативе одного из купцов началось расширение приходской трапезной на 1000 человек, было устроено отдельное помещение для библиотеки на 70 мест. В это же время при церкви существовала богадельня для старушек — небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным.
Роковой 1937-й
В 1916 году приход насчитывал 1065 мужчин и 1112 женщин. И после революции церковь просуществовала сравнительно долго: Гнилицы вошли в состав «большого Нижнего» лишь в 1935 году. В 1937-м был арестован весь клир: священники Иван Васильевич Беляков и Андрей Александрович Виноградов, диакон Иван Федорович Ганин, псаломщики Виктор Иванович Зефиров и Яков Иванович Гортинский, а также председатель церковного совета Арефий Григорьевич Гущин и жившие в сторожке при церкви уборщицы — монахини Мария Григорьевна Владимирова, Анна Ивановна Ежова, Екатерина Павловна Постникова. С ними еще шесть прихожан. Они обвинялись как члены «церковно-фашистской шпионской организации» во главе с митрополитом Горьковским Феофаном (Туляковым). Священник А. А. Виноградов якобы передавал сведения о состоянии железнодорожного транспорта, настроениях рабочих автозавода и о переброске войск на Дальний Восток митрополиту, а тот через местоблюстителя Патриарха Сергия — за границу. «Связными» считались монахини, жившие при церкви.
Первыми 29 августа 1937 года были казнены А. Виноградов, И. Ганин, А. Гущин, В. Зефиров, А. Ежова и Е. Постникова. 4 октября расстреляли В. Тулякова и А. Дертева, а самым последним принял смерть 16 декабря Яков Гортинский. О судьбах Иоанна Белякова и Марии Владимировой ничего неизвестно.
После ареста клира развернулась кампания по закрытию церкви. В обосновании закрытия указано: «…в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет, а также в связи с раскрытой группой шпионов, группировавшейся вокруг этой церкви во главе с Гнилицким попом (то есть священником Виноградовым), население района в подавляющем большинстве категорически требует закрытия Гнилицкой церкви. За последнее время из числящегося в Гнилицах 1475 чел. взрослого населения 1173 чел. высказало свое мнение по этому вопросу, и из них только 87 чел. высказалось против».
Достигалось нужное мнение общественности так: в августе — сентябре 1937 года жители Гнилиц, разбитые по десяткам домов на каждой улице, собирались руководителями этих «десяток» и записывались в «явочный лист». После соответствующего доклада о «шпионском гнезде» и контр-революционных делах духовенства (касса взаимопомощи, мастерская при храме) собравшимся предлагалось голосовать за закрытие церкви. На робкие замечания: «Молодежь как хочет, а нам, старикам, церковь нужно оставить», «Если собрались всё люди плохие, то их нужно сменить, а церковь все же нужно оставить», «А не могло ли быть, что все найденное завезли другие..?» (люди сомневались в доказательствах контрреволюционности настоятеля и монахинь), — ответ был: «Это неважно». — «А какой поп, какая монашка агитируют и борются против советской власти?» — «Неважно». Не являвшихся на собрания жителей председатели собирали в октябре отдельно, заставляя соглашаться с навязанным голосованием. Были и интересные оговорки: «Если бы церковь повернуть не на клуб, а на больницу, потому что опозорят — в помещении церкви лик художества святых»… Люди боялись осквернения икон и фресок.
После ареста клира гнилицкое общество верующих распалось, церковный совет от несения расходов по содержанию церковных помещений отказался, и за выходом из состава последних двух членов он с 26 августа 1937 года перестал существовать.
Протоколы общих собраний домовых «десяток» были поданы в Автозаводский райсовет, и его президиум 27 октября 1937 года ходатайствовал перед президиумом облисполкома о закрытии церкви. 21 декабря ходатайство было удовлетворено и на переоборудование здания церкви под кинотеатр выделено 88 тысяч рублей.
Три десятилетия духовных трудов
Храм не был открыт даже в годы Великой Отечественной войны, несмотря на просьбы верующих — его возвратили Церкви только в постсоветское время. 13 ноября 1991 года Автозаводский райисполком принял решение о передаче здания клуба Нижегородской епархии. Богородице-Рождественская церковь стала первым действующим храмом Автозаводского района.
Первое богослужение было совершено после 55‑летнего перерыва в феврале 1992 года, в родительскую субботу. С этой даты начался отсчет новейшей истории гнилицкой церкви. А 19 сентября 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершил чин освящения храма.
В августе 2000 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских бывший псаломщик церкви Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и инокиня Анна, проживающая при храме после закрытия Крестовоздвиженского женского монастыря.
Поскольку храм был передан епархии в плачевном состоянии, его восстанавливали всем миром. Сделано многое, но работы по благоустройству продолжаются.
С возрождением церкви возобновилась и просветительская деятельность: сегодня при храме действует воскресная школа.
Уже три десятилетия храм остается островком веры Христовой и домом Пресвятой Богородицы. На его территории располагается Гнилицкая православная гимназия в честь святителя Николая Чудотворца, в которой обучается более 250 ребят. Многие верующие приходят сюда и на могилу бывшего настоятеля храма протоиерея Григория Васильевича Долбунова, почившего 15 апреля 1996 года. В часовенке над местом его упокоения всегда живые цветы, горят свечи. Прихожане бережно хранят память о батюшке, который и утешал, и наставлял, и молился о страждущих.
Сегодня в Нижнем Новгороде немало храмов, возрожденных и вновь построенных. Но несмотря на это церковь в Гнилицах очень любима православными не только Нижегородской епархии, но и далеко за дее пределами.
Светлана Онищенко, Валентина Швакова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.