Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Прощеное воскресенье > Бог простит, а я прощаю?
«Моя надежда» Моя надежда №3 (2022) 15:43, 7 октября 2022

Бог простит, а я прощаю?

Размышления о душевной легкости

Каждый православный христианин знает, что перед принятием Святых Христовых Таин необходимо примириться со всеми, кто тебя обидел, расстроил или причинил боль. «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», — произносим мы слова молитвы, готовясь к причастию. Но так ли легко прощать врагов и обидчиков? Исполняем ли мы слово Божие в действительности и с каким сердцем подходим к Чаше? В Прощеное воскресенье на фразу «Прости меня» механически отвечаем: «Бог простит, и я прощаю». Но прощаем ли на самом деле?
Прощение, как мы знаем, является одной из главных христианских добродетелей. Так заповедовал нам Спаситель: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6:27–28). И вроде бы формально все это мы делаем. Но что в действительности, на дне сердца?
Замечали, как на исповеди невольно перекладываешь вину на других? Это другие люди нас не понимают, не принимают и не идут навстречу. А так-то мы хорошие: в Бога веруем, совершаем и какие-то добрые дела по вере… Но вот почему-то умудрились разругаться со всеми вокруг. А Богу ни такая вера, ни такие дела не нужны — Он хочет, чтобы наши души пребывали в мире. И не принимает в противном случае ни наших жертв, ни наших молитв. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23–24),— говорит Господь в Евангелии.
Каждый раз на Прощеное воскресенье (последнее воскресенье накануне Великого поста) мы просим прощения у ближних и дальних (у дальних просить проще — им и прощать нечего).
В Русской Православной Церкви существует особый чин прощения: настоятель, клирики и прихожане храма после богослужения испрашивают прощения друг у друга. Этот обычай восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Прощеное воскресенье — традиция, в принципе, прижившаяся даже в нашем маловоцерковленном обществе, она поддерживается не только в храме, но и дома, и на работе. Даже неверующие люди стараются придерживаться этого правила, делая массовую рассылку открыток с соответствующей тематикой в популярных мессенджерах.
Многие просят прощения в этот день чисто по традиции, для галочки, и всеобщий поверхностный настрой часто влияет и на тех, кто воцерковлен. Это касается как глубины примирения, так и широты охвата аудитории. Часто люди, с которыми стоило бы примириться в первую очередь, в этот список как раз и не попадают. Сделать первый шаг, просто позвонить или написать им не хватает сил. Гордыня не позволяет. Между тем Господь Иисус Христос нас призывает: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Примириться первым — это путь Бога, Который примирился с человечеством, отдав Сына Своего Единородного за грех мира.

На обиженных воду возят
Итак, мы затвердили, что нужно уметь прощать. А еще: «на обиженных воду возят» — так дразнили мы друг друга в детстве. Ломовой лошадью быть не хотелось, конечно, поэтому мы старались, как могли. Где-то промолчишь, сделаешь вид, что не заметишь, проглотишь обиду, сказав, что все нормально, и, может, даже сам попросишь прощения. Но произнести слова и простить на самом деле не одно и то же. Обида никуда не девается. Она продолжает расти и зреть внутри, причиняя страдания. Вскоре к ней добавляется и чувство вины за нее же. Так и таскаем старые, непрощенные обиды тяжелым багажом. Выкинуть как-то жалко.

Психологи советуют не копить обиды, а сразу избавляться от них. Например, если вы обиделись на человека, сразу сказать ему об этом и вместе попытаться разобраться в сложившейся ситуации. Коллекционирование обид увлечение то еще. Чем их больше, тем труднее с ними потом справиться.
Что значит простить? Забыть и сделать вид, что ничего не было? Священники и психологи единодушно заявляют: простить значит отпустить. Прежде всего себя. Отойти от разрушающих тебя чувств гнева, раздражения, печали и связанной с этим душевной боли. Сделать это тяжело, особенно если обида ранила душу и проникла глубоко в сердце, дав корни. Бороться с такими мощными зарослями помогает искренняя молитва к Богу об исцелении своей души. Необходимо помнить, что непрощенная обида будет продолжать грызть тебя изнутри, пока полностью не уничтожит все продуктивные мысли и чувства. Поэтому, отпуская, говорите себе: «Я больше не хочу обижаться, потому что мне от этого плохо. Это не дает мне жить и двигаться дальше».
Само собой, обида кажется нам несправедливой. И правда, я не делала ничего такого, чтобы ко мне так относились. Но давайте разберемся, так ли это незаслуженно, как нам кажется. Да, пусть на этот раз люди напрасно меня обвиняют. Но остановимся и подумаем о тех ситуациях, за которые нам стыдно до сих пор. Может, вот она, «ответка», прилетела ко мне? Когда я поняла этот принцип, жить стало намного легче. Все встало на свои места, я перестала спрашивать: за что? Вместо этого задаюсь вопросом: для чего мне это? Думаю, для того, чтобы я обратила внимание на свое духовное несовершенство, увидела, где у меня пробоины.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу… Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия».
А бывает, человек и не хотел вовсе нас обидеть, просто мы его не так поняли. Для некоторых людей достаточно бывает одного слова, жеста, взгляда, интонации, чтобы увидеть что-то для себя оскорбительное. Они загораются легко, как спичка, а есть те, кому просто нравится чувствовать себя обиженным. Психологи объясняют этот парадокс тем, что людям приятно испытывать чувство нравственного превосходства над обидчиком. В детстве нас таких обиженных всегда жалели, успокаивали, даже помогали получить просимое. И мы переносим эту модель поведения во взрослую жизнь.

Из опыта святых
Если я не знаю, как поступить, то обращаюсь за советом к святым. Они, как и мы, боролись со своими страстями, и у них получилось.

Сильное впечатление на меня произвела история святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая простила убийцу своего мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. 4 февраля 1905 года возле Никольской башни Кремля он был разорван на части бомбой, брошенной в его карету, и Елизавета Федоровна своими руками собирала окровавленные останки своего супруга. Спустя три дня она пришла к убийце Ивану Каляеву в тюремную камеру и простила его от имени мужа. Она подарила ему Евангелие. Это был не просто показательный жест — великая княгиня ходатайствовала перед императором о помиловании преступника, осознавая сложность политической ситуации в стране. Надеялась, что проявленное милосердие со стороны власти смягчит сердца террористов и революционеров. Но Николай II отказал в ее просьбе. Впоследствии она оказывала финансовую помощь семье казненного. Этим подвигом великого прощения начался ее иноческий путь, который оборвался в 1918 году ее собственной мученической кончиной.

Другая история, относительно давняя исторически, поневоле заставляет улыбнуться и вдохновляет на прощение. Святитель Спиридон Тримифунтский, бывший прежде пастухом, обладал огромным состраданием и простотой сердца и был хорошо известен своей щедростью. Несмотря на это однажды к нему в овчарню проникли воры, чтобы украсть овец, но невидимой силой оказались связанными. Так их и обнаружил утром святитель. Он помолился, развязал и долго уговаривал добывать себе на жизнь честным трудом, а потом подарил им по овце со словами: «Да не напрасно вы бодрствовали».

Нелегко сказать «прости»
Есть люди, которым намного труднее просить прощения, чем прощать. И мало просто сказать «прости», нужно осознать свой поступок, принести покаяние тому, кого обидел и, возможно, попытаться как-то исправить свою ошибку.
Чтобы понять, насколько важно при прощении покаяние, вспомним две истории из Евангелия. Обе они связаны с предательством Спасителя его ближайшими учениками — апостолами Иудой и Петром. Но только концовка у этих историй разная. Иуда, продавший Учителя за 30 сребреников, повесился. Он так и не поверил, что Господь сможет простить его и побоялся просить прощения. Хотя перед смертью и раскаялся в своем поступке: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф 27:4). Петр же, трижды отрекшийся от Него, остался жив. Более того, Христос вручил ему попечение о Своей пастве. Почему Петр, так искренне и глубоко любивший Христа, совершил такой поступок? Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь попустил это из-за излишней самонадеянности Петра, громко заявившего: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф 26:35). Осознав свою вину перед Господом, он не просто раскаялся, плача о Нем, но также нашел в себе силы вернуться к Его ученикам и своим единомышленникам и покаяться.
Таким же образом и мы можем исправить свою жизнь, если будем всем сердцем любить Бога, а значит и ближнего. Прощать и просить прощения бывает очень трудно. И не каждый способен справиться с обидой и чувством вины в одиночку. Часто для решения проблемы требуется взгляд со стороны. Поэтому совсем не стыдно обращаться за помощью к священнику и психологу.
Текст: Татьяна Гарина