«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф 19:16) С этого сюжета начинается важнейший евангельский разговор о многообразии способов спасения для человека и об условиях духовного совершенства. Историю о некоем богатом человеке, который подошел ко Христу с таким вопросом, излагают все три автора синоптических Евангелий — святые Матфей, Марк и Лука.
Кем был евангельский богач? Евангелист Матфей называет его юношей, Марк говорит неопределенно: «некто», Лука же именует «неким из начальствующих». У иудеев существовал возрастной ценз для кандидатов на священные и гражданские должности, поэтому более вероятным нужно признать предположение, что юноша был из семьи начальствующих. И богатство, скорее всего, досталось ему по наследству.
Древние толкователи Священного Писания по-разному оценивают характер юноши. Святители Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, блаженные Иероним и Августин (западные отцы Церкви) видят в нем человека высокомерного, хитрого, лукавого и хвастливого, соответственно и в ответе Спасителя усматривают скрытое обличение. Восточные отцы: святители Климент Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский и Евфимий Зигабен — считают, что пришедший ко Христу юноша был искренним, правдивым и достаточно честным человеком.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «…я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства: ибо в этом же самом и Иисус Христос изобличил его. Укорять же этого юношу в лукавстве я не намерен, ибо не безопасно быть судьею того, чего мы не знаем, и особенно судьею-обвинителем. Да и Марк отдалил это подозрение, когда сказал о нем: «подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И еще: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему…» (Мк 10:17–21)».
Христос отвечает юноше: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф 19:17). Господь не раз свидетельствовал о Своем Божественном достоинстве, говорил о Своем равенстве с Отцом, являл могущество, силу, всеведение, а здесь как будто отказывается от этого… В обращении юноши обнаруживается некое противоречие, о котором блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Христос как бы так говорит: если ты Меня как Учителя считаешь благим, то никакой человек не благ в сравнении с Богом, если же ты почитаешь Меня благим как Бога, то зачем Меня называешь Учителем?»
Юноша полагал, что Христос предложит ему какие-то новые, особенные, неведомые ему доселе заповеди, но услышал некоторые из известных с детства заповедей Моисеева Десятисловия: «…не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать: и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 19:17–19). «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне?» (Мф 19:20). Ответ явно самонадеянный, что для молодости характерно. Вероятно, он понимал заповеди по-иудейски, законнически, при этом все-таки полагал, что для вечной жизни необходимо еще что-то значительное, более важное. И тогда Христос говорит: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, и следуй за Мною» (Мф 19:21).
Господь не требовал от всех Своих учеников обязательного отказа от всякого имущества. Среди Его последователей были и состоятельные люди. Это повеление Иисус дает юноше только потому, что тот имел пристрастие к богатству, которым не мог пожертвовать ради сокровища Небесного. Не случайно в начале Своего ответа Христос говорит о совершенстве: «Если хочешь быть совершенным», то есть упоминает, во-первых, о награде, а уже потом говорит о подвиге, и заканчивает также обетованием сокровищ, но нетленных, а небесных. Иоанн Златоуст видит в этом желание Спасителя ободрить и воодушевить юношу, чтобы он ради большего смог отказаться от меньшего.
«Услышав же слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:22–24).
Богатому трудно войти в Царствие Божие не потому, что само богатство является к этому препятствием, а потому, что пристрастие к нему несовместимо с духовной жизнью во Христе. А обладать богатством и не пристраститься к нему почти невозможно для падшего человека.
Господь прибегает к образному сравнению, которое по-разному понимается толкователями. Некоторые настаивают, что существовала такая поговорка. Ее в несколько измененном виде можно обнаружить в Талмуде, где говорится о невозможности прохождения слона сквозь игольное ушко. По другой версии, игольными ушами на Востоке называли узкие ворота, через которые невозможно было пройти верблюду. Наконец слово κάμηλος «верблюд» и встречающееся в некоторых рукописях слово κάμιλος «канат» различаются написанием только одной буквы: ита — йота. Поэтому возможно такое прочтение: «Легче канат продеть сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». При всех этих толкованиях смысл слов Христа не меняется: богатому трудно войти в Царствие Божие. У Марка выражено точнее — «надеющемуся на богатство».
«Услышавши это, ученики Его весьма изумились (евангелист Лука пишет: «ужаснулись») и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев, сказал им: человеком это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19:25–26).
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.