Однажды на занятиях в Центре подготовки церковных специалистов преподаватель-священник, поздравляя с праздником Успения Пресвятой Богородицы, задал нам, студентам, казалось бы, простой вопрос: «Кто из вас выдержал этот Успенский пост?» Когда почти вся группа подняла руки, он, слегка прищурившись и улыбнувшись, добавил: «И ни разу не нарушил его? Телевизор не смотрели? В соцсетях не залипали? Никого не осудили? Ни с кем не ругались? Не раздражались?» Мы, не сговариваясь, опустили руки. Батюшка сказал, чтобы мы не расстраивались, а я крепко задумалась о смысле поста. И правда, что значит выдержать его целиком? Какой пост угоден Богу?
«Постом приятным»… кому?
Некоторые отцы Церкви, в частности, святитель Василий Великий, говорят о том, что пост был установлен Самим Богом еще в Раю, когда Он давал первым людям заповедь не вкушать от древа познания добра и зла (Быт 2:17). Ту заповедь человек нарушил, и оттого борьба с последствиями первого законопреступления не может проходить вне гастрономического контекста. В посте мы учимся, с разным успехом, воздержанию от всего, что нас разрушает и мешает жить по заповедям Божиим. Телесный пост, как бы ни отрицали это скептически настроенные умы, остается первым инструментом борьбы со страстями, избавляясь от которых, человек становится ближе к Богу, начинает слушать и слышать Его.
С другой стороны, казалось бы, что может быть проще, чем поститься? Открываешь интернет, скачиваешь себе календарь с указанием трапезы на каждый день, гуглишь постные рецепты, конечно, не забывая и про десерты. Ведь все-таки «постимся постом приятным».
…Кстати, что значит «приятным»? В свое удовольствие, без напряга? Посмотрим, как полностью звучит эта фраза из стихиры, которая поется на вечерней службе в первый день Великого поста: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением». Очевидно, что слово «приятный» к удовольствию отношения не имеет — это пост, который должен быть «прият», принят Господом.
Coffee-free, TV-free
Как-то во время Петровского поста я решила отказаться от кофе. Зачем от кофе, спросите вы, это же не скоромный продукт? Это было моим личным и обдуманным решением. Я пила его литрами. Мой день не мог начаться без двух кружек крепкого, несладкого черного кофе. В течение дня я также пила его. Не потому, что хотела. Этот напиток нужен был мне, когда я нервничала, злилась или не могла сосредоточиться на работе. Я стала кофеманкой, и зависимость усиливалась. И так как пост — лучшее время для борьбы со страстями, я решила заменить кофе на что-нибудь другое. Утром я стала пить ромашковый чай, а в течение дня — просто воду. А когда меня посещали тревожные, грустные или злые мысли, то я читала про себя Иисусову молитву. И меня отпускало. Молитва вместо кофе оказалась отличной заменой! Она дает мне силы на весь день, в отличие от кофе, действия которого хватает лишь на несколько часов.
Действительно, когда мы ограничиваем себя в чем-то (еде, просмотре телевизора, социальных сетей, игре на компьютере, посиделках с друзьями), у нас высвобождается масса времени и сил, которые можно потратить на чтение Священного Писания, духовной литературы, молитву, добрые дела. Отказ от телевизора был лучшим решением в моей жизни. Сейчас я не включаю его даже как фон. Я ограничила и социальные сети в вечернее время. Зато у меня перестала болеть голова и я стала крепче спать. Неудивительно, ведь от потока информации, который льется на нас с экранов, мозг просто взрывался. А он, между тем, дан нам в первую очередь для того, чтобы трезво оценивать себя и свое положение.
Растолстеть на похудении
О том, что все внешние ограничения без покаяния и молитвы не имеют смысла, устали твердить. Святитель Тихон Задонский говорит на эту тему: «Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?» И действительно, можно ограничивать себя в пище животного происхождения, но при этом заниматься поеданием друг друга в соцсетях, срываться на окружающих людях, коллегах и друзьях. Поэтому пользы от такого поста, который скорее напоминает диету, будет мало.
Впрочем, многие и «постятся» именно для того, чтобы скинуть несколько лишних килограммов, не подозревая о подстерегающей их ловушке. Постная пища быстро переваривается, и так же быстро вновь наступает чувство голода, которое приходится удовлетворять с помощью легких, как кажется, перекусов или чая с чем-нибудь сладеньким. Это приводит к перееданию и перенасыщению так называемыми быстрыми углеводами. Итог всего этого прямо противоположен изначальной цели похудеть.
Вопрос правильного питания во время поста требует серьезного подхода. Необходимо сбалансировать количество углеводов, быстрых (сахар, хлеб, макароны, сладости) и медленных (крупы), потреблять достаточное количество растительной клетчатки, белков и жиров. Соответствующие программы, помогающие составить постный рацион с учетом особенностей своего организма и ритма жизни, чтобы уберечься от срывов и не подорвать здоровье, можно найти в сети интернет. Проверено на собственном опыте!
Виды неразумного поста
Первый шаг сделан: меню составлено. Остается не скатиться в формализм, вовремя переключиться на чтение духовной литературы, а не поиск вкусных постных рецептов. Иначе все наши усилия окажутся пустой тратой времени: вегетарианствовали зачем-то, а внутри не произошло никаких изменений. Пост — это особый настрой души: воздержание от участия в увеселительных мероприятиях, увеличение молитвенного правила и, конечно же, тщательная подготовка к таинству Покаяния.
Однако и здесь легко допустить ошибку. Многие святые отцы подчеркивают необходимость соблюдения баланса духовного и телесного. «Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост, — пишет святитель Иоанн Брянчанинов. — Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою». А вот слова преподобного Серафима Саровского: «Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом».
«Кушайте же во славу Божию все предлагаемое вам без сомнения, — заключает преподобный Антоний Оптинский (Путилов). — А вместо этого положите вы хранение устам своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше вашего поста».
Как видим, постящемуся совершенно необходима мера. А она у каждого своя, поскольку телесные и духовные силы у всех разные. Поэтому решать, как поститься, нужно в каждом конкретном случае вместе со священником, который хорошо вас знает.
Новогодняя дилемма
Во время Рождественского поста у многих возникает вопрос, как праздновать Новый год. Нужно ли вообще это делать? И как своими ограничениями в еде и увеселениях не обидеть близких?
Если гости собираются у вас дома, то, как вариант, можно накрыть на Новый год стол из двух меню: постного и обычного. Существует множество рецептов постных блюд, которые по вкусу, подаче и оригинальности будут даже превосходить обычное меню. Непременный салат «Оливье» можно сделать как с колбасой, так и с крабовыми палочками.
Кстати, а вы пробовали когда-нибудь кальмаровые котлеты? Это очень вкусно. Помню, в одно из новогодних застолий это блюдо ушло со стола первым! Так что есть вероятность, что постных блюд придется готовить больше, так как они действительно по своему составу очень необычные. И гости сначала кривятся: «Ну, это же постное, наверное, невкусно…», потом пробуют и… уже просят рецепт!
Сложнее, когда тебя, держащую пост, приглашают в гости. Тут уж, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Конечно, хозяева, зная о том, что кто-то из гостей постится, могут заранее об этом позаботиться. Или же попросить вас принести что-нибудь эдакое с собой.
Протоиерей Дионисий Свечников в своей статье «Ошибки постящихся» говорит о том, что часто люди готовы вкушать скоромное в гостях ради того, чтобы не обидеть хозяев. Ситуации могут быть очень разными, и единого рецепта на все случаи жизни быть не может. Очевидно, что, если пост нарушен не из малодушия и желания угодить, а по любви, то этого оправдания достаточно. Как, например, обидеть маму, которая тебя давно не видела и всю ночь готовила стол к твоему приезду?
Жизнь православного человека не в постах, не в платочке на голове. Обряды и молитвы на коленях не будут иметь смысла, если нет самого главного — любви к Богу. А любовь к Нему невозможна без любви к человеку. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35), — говорит нам Господь, давая нам самую главную заповедь, в которую заключены все остальные. Получается ли у нас не осуждать, не злиться, не обижаться на людей? Не превращаемся ли мы в фарисеев, готовых осудить человека за съеденную колбасу, но при этом закрывающих глаза на собственные слабости? Пусть каждый сам для себя ответит на эти вопросы.
Текст: Татьяна Гарина