«История, представляя воображению века с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия», — так писал историк Николай Карамзин. Посещение исторических мест — это не только познавательные экскурсии, но и глубокая работа души, способ разобраться и в себе, и в том, что происходит в мире. Наш паломнический маршрут в этот раз был направлен в Суздаль и Боголюбово. Нам предстояло посетить церковь Покрова на Нерли, окунуться в глубокую древность и почувствовать радость от осознания того, что мечты, казавшиеся несбыточными, со временем могут оказаться явью.
«И створи Боголюбовный град»
Сначала мы отправились в Боголюбово — небольшой поселок в устье реки Нерли при впадении ее в Клязьму. Боголюбово было основано в 1158 году по распоряжению князя Андрея, сына Юрия Долгорукого, в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном Верхней Волги. Основание Боголюбова духовенство связало с легендой о явлении Богоматери князю. Когда он вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. Пришлось остановиться и заночевать, где пришлось. В ту ночь произошло явление Божией Матери, и на этом самом месте были основаны Боголюбово и Боголюбский монастырь.
Вот как об этом упоминается во Владимирской летописи: «И потом приде от Киева Андреи Юрьевич и створи Боголюбовный град и спом осыпа, и постави две церкви камены, и ворота камены, и палаты».
Андрей Юрьевич был глубоко верующим человеком, и жизнь его была неразрывно связана с богослужением. Огромную часть своих средств он тратил на возведение, украшение храмов и богословские книги.
При князе Андрее Боголюбово стало городом с постоянным населением, самоуправлением, торговлей, ремеслами, ополчением, посадом, то есть фактической столицей Северо-Восточной Руси. Внутри белокаменных городских укреплений располагался тоже белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского.
Наш гид Марина рассказывает страшную историю гибели Андрея Боголюбского в 1174 году. Смерть его была мученической, принятой от рук предателей из его собственного окружения. Как и должно верующему человеку, князь умер с молитвой на устах, завершив свой земной путь словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»
Мы посетили монастырь Рождества Богородицы. Одним из главных элементов его архитектурного ансамбля является одноименный храм, соединенный с дворцом Андрея Боголюбского. Храм представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный золотой главкой.
Поднимаемся на колокольню и, миновав 66 крутых ступеней, оказываемся на площадке, с которой обозревается весь поселок с куполами церквей, мостами, деревянными строениями. Чистота, ухоженность, доброжелательность монахинь. За решетчатой оградой — огород с грядками молодого зеленеющего укропа, а прямо вдоль забора растут грушевые деревья с налитыми спелыми плодами.
Наш дальнейший путь лежит в церковь Покрова на Нерли.
В чем были мудрость и честность князя?
Автобус останавливается в полутора километрах от церкви. Дальше — только пешком. По дорожке, аккуратно выложенной плиткой, не спеша двигаемся к храму. Он виден издалека, а по правую сторону ровным полотном простираются заливные луга. Они кажутся бесконечными: площадь их занимает 170 гектаров, зона усиленной охраны — 76,5.
Церковь Покрова на Нерли — шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная, в зависимости от времени года, то зеленью лугов, то их белым покрывалом, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.
Церковь была построена в середине XII столетия, по одной из версий, в 1165 году. Помню, в школьные годы, рассматривала этот храм в учебнике истории… В детском восприятии он остался лишь одним из архитектурных творений древних мастеров. Десятки лет спустя мне, учителю с многолетним педагогическим стажем, пришло время не только воочию видеть эту рукотворную красоту и прикасаться к стенам храма с восьмивековой биографией, но и заново осмыслять уроки древней истории, которые нам, далеким потомкам, преподали русские князья.
Храм Покрова на Нерли был построен князем Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами. Дата рождения Изяслава Андреевича неизвестна, одно можно предположить: он был очень молод. В древности сыновей женили рано, а у Изяслава, как известно, не осталось ни жены, ни детей. Зато битва с булгарами, на которую он пошел вместе с отцом и другими князьями, была в его жизни третья. Впервые в 1159 году Андрей Боголюбский послал своего сына в город Вжище, находившийся в осаде, а в 1162 году Изяслав Андреевич ходил на половцев. Через два года, в 1164 году, была в жизни юноши последняя битва, после которой он скончался от ран.
Как пережил Андрей Боголюбский такую утрату? Какие стоны разрывали его грудь, когда припадал он к хладным ногам своего первенца? С великим плачем, как гласит летопись, похоронили Изяслава в новоустроенном Успенском соборе города Владимира. Через год на берегу речки Нерли воссиял куполом храм, построенный в память о сыне. Мудр был князь Андрей: через постройку храма увековечил имя своего сына. И честен был. В древности был у русских князей негласный порядок: сыновей своих не отправлять для обучения и становления в богатые чужестранные земли, а с юности доверять им защиту своих земель, даже если это будет стоить им жизни.
Секрет холма-пьедестала
Храм Покрова на речке Нерль был построен всего за год, предположительно, немцами, о чем свидетельствуют особенности архитектуры и декора. Что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте, на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек — Нерли и Клязьмы? Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих.
При археологическом исследовании открылся удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесаного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Стоя у подножия храма, так и представляешь, как в былые времена из-за поворота выплывали старинные торговые суда, и перед ними открывался великолепный вид на храм, который часто сравнивают с белым лебедем. Романтичное воображение дает возможность услышать и колокольный звон, и плеск воды, когда разом поднимают весла сорок два гребца, и ржание коней на пристани. А трезвый разум подсказывает: хочешь строить на века — делай прочное основание, на много метров уходящее в землю. Впрочем, пословица «вода камень точит», возможно, и подтвердила бы здесь себя, но, кажется, сама природа оберегала это рукотворное чудо от разрушения: речки Клязьма и Нерль изменили свои русла и отступили, так что у подножия храма сейчас только небольшое озерцо на месте старицы, то есть старого русла.
Ученые доказали, что были здесь в свое время и другие постройки, и в XVI веке действовал мужской монастырь, впоследствии упраздненный Екатериной II.
Первый в честь Ее Покрова
Снаружи церковь выглядит весьма скромно, но все здесь продумано и наполнено глубоким смыслом. Барельефы из белого камня изображают царя Давида, известного псалмопевца, львов, символизирующих силу и власть, голубей, напоминающих нам о терпении и кротости. Женские лики символизируют Богородицу. Внутри храм украшен небогато, старые фрески не сохранились. Но впечатляют мозаичные иконы, выложенные из мельчайших золоченых пластин. Одна из них представляет образ Андрея Боголюбского, причисленного к лику святых.
И все-таки здесь не покидает ощущение чуда. Храм небольшой по размерам, а кажется, что внутри просторно. Оконца здесь, в отличие от других храмовых построек, очень узкие и вытянутые, снаружи кажется, что через них совсем не проникает свет, а в храме светло!
Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Образ Богородицы был любимым у Андрея Боголюбского, тем более что летописи повествуют, как во время похода на булгар икона Пресвятой Богородицы, находящаяся при войске, воссияла огнем. Но праздника Покрова тогда еще не было в Византии. Существовало только предание о том, как во время службы в осажденном городе Константинополе юродивому Андрею и ученику Епифанию явилась Пресвятая Богородица, Которая вместе со всеми молилась об освобождении от сарацинов, а потом сняла с головы плат и простерла его над всеми молящимися, после чего наступило чудесное спасение. Церковь на Нерли была первым храмом, освященным в честь Покрова. Князь Андрей Боголюбский, воин и отец воина, принял этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле владимирской, потому что как никто другой понимал, насколько важно в битвах покровительство Богородицы. Ведь до сих пор мы обращаем свои молитвы о воинах: «Пресвятая Богородица, сохрани их под кровом твоим!»
К концу дня мы успели посетить и Суздаль, прекрасный своими древностями, святынями и историями… Эх! Пришлось себе признаться, что в этот городок я приеду в следующий раз. На исходе осени темнеет рано, а тут еще начался неприятный холодный дождь. На центральной площади мы посетили выставку-ярмарку деревянных скульптур, обошли палатки с сувенирами. Но, честно говоря, уже не хотелось, чтобы новые впечатления затмили образ церкви Покрова на Нерли. Хотелось сесть в теплый автобус, прикрыть глаза и двинуться в обратный путь, воскрешая в памяти белокаменное чудо, которое иногда в народе называют Невестой.
Текст: Нина Никонова