Завершился 2022 год, для Нижегородской епархии юбилейный: она отметила 350-летие со дня своего основания. С какими результатами и каким потенциалом подошла епархия к своему юбилею? Об этом — в ежегодном интервью с ее управляющим — митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
— Прошедший год запомнится многим — добрыми делами, масштабными проектами. Как видимое напоминание об этом рубеже священники и миряне Нижегородской епархии получили медали и знаки в честь ее 350-летия. Любой юбилей, наверное, заставляет задуматься об итогах и перспективах. А о чем думаете вы, нижегородский архипастырь, проводив юбилейный год?
— Этот юбилей обращает наш взор в далекий XVII век. Перед глазами встает множество архипастырей, пастырей и мирян, чьими трудами украшалась наша земля, укрепляясь в вере и благочестии. Здесь подвизались люди, которые навсегда вписаны в историю русской святости. А XX век дал сонм нижегородских новомучеников и исповедников. Сегодня на земле преподобного Серафима Саровского возрождены и вновь построены многие храмы, у нас есть монастыри, множество духовенства. И самое отрадное, что храмы не пустуют, а наполняются молящимися. В Нижегородской митрополии четыре епархии, семь епископов во главе с митрополитом. Нам очень важно, чтобы результатом нашей пастырской деятельности было не только количество храмов, а прежде всего благочестие в душах. Самое важное — помочь человеку найти в своем сердце дорогу к Богу. И все наши труды и заботы направлены к одному — спасению людей в вере Христовой.
— Какие стратегии дальнейшего развития епархии вы видите, каким направлениям деятельности придаете наибольшее значение?
— Стимулом в дальнейшем служении я вижу евангельские слова: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:35–36). Господь заповедал апостолам, а через них и всем нам, чтобы служили Ему через служение людям. Если говорить о конкретных направлениях, то нам необходимо трудиться в деле развития монашеской и приходской жизни, образования, социального служения, окормления военнослужащих и заключенных. Но еще раз отмечу: совершенно неправильно заботиться о материальном, забывая о духовном.
— Вы упомянули социальную работу как важнейшую задачу Церкви. Уходящий год был политически сложным, и требовалось усилить ее, чтобы помочь вынужденным переселенцам и тем, кто страдает в зоне СВО. В ответ на призыв Святейшего Патриарха Нижегородская епархия отправила на Донбасс несколько колонн гуманитарной помощи…
— И духовенство, и миряне живо откликнулись на нужды людей, прибывших к нам с Донбасса. Я встречался с вынужденными переселенцами, видел, как люди подавлены, растеряны, как изранены их души. Конечно, для них важна и крыша над головой, и питание, и одежда. Но не менее важна молитва. Священники служат в местах временного пребывания, приглашаем людей и в храмы, организуем паломнические поездки в Дивеево, Арзамас и к другим святыням Нижегородской области. Некоторые крестились здесь. Глядя на этих людей, понимаешь, что наши проблемы и неудовольствия незначительны по сравнению с тем, что пришлось пережить им. Что касается тех, кто сегодня уходит защищать Родину, священники окормляют их в местах подготовки, напутствуют в военкоматах.
Социальная поддержка малоимущих тоже важное направление. В епархии создана сеть социальных складов с продуктами питания, одеждой. Одна из последних программ называется «Десница помощи». Это ежемесячная поддержка, прежде всего продуктами, одиноких пенсионеров. Совершенно одиноких, у которых нет ни детей, ни других родственников. Сейчас программой охвачено 143 жителя Нижнего Новгорода, и это только начало этапа: инициатива распространится на всю Нижегородскую область.
— В 2022 году в Дивеевском монастыре был освящен Благовещенский собор, построенный во исполнение пророчества преподобного Серафима Саровского, и чин его Великого освящения совершил Святейший Патриарх Кирилл. Расскажите о том духовном значении, которое имело строительство собора.
— Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — одна из драгоценных жемчужин православия, Четвертый удел Матери Божией на земле. В наше время возрождения духовной жизни написание летописи Дивеевской обители продолжается. Преподобный Серафим заповедовал, что внутри богородичной Канавки будет построен храм, посвященный Божией Матери. Когда закончились гонения на Церковь, на территории монастыря находилось множество учреждений. Место, где по завету должен был встать собор, тоже было занято. Когда оно освободилось, мы стали думать, как исполнить завет преподобного. В основу этой многотрудной работы была положена связь с Киево-Печерской лаврой — Третьим уделом Пресвятой Богородицы. Некогда киевским мастерам было явлено, что Успенский собор, который они строили, должен иметь пропорции в меру Ее Пояса: 20 поясков в ширину, 30 — в длину, 50 — в высоту. Такие же пропорции имеет и Благовещенский собор в Дивееве. Длина Пояса Богородицы — 1 метр 20 сантиметров. То есть собор имеет 24 метра в ширину, 36 — в длину и 60 — в высоту. Чтобы возвести такой храм, требовались огромные средства. Но по милости Божией нашлись попечители. Кроме того, продавались так называемые «именные кирпичики». Люди приобретали их в память о своих близких родственниках.
Наши труды по возведению храма внутри Богородичной Канавки — это приношение Царице Небесной от всего русского народа, от всей русской земли. Поэтому принести нужно было самое лучшее. И возведенный собор получился удивительным по своей красоте! Стены и своды храма от низа до верха украшают мозаичные композиции, иконы и узоры из цветной, играющей множеством оттенков смальты. Их красочная палитра насчитывает более 10 000 оттенков. В целом в Благовещенском соборе восемь тысяч квадратных метров мозаики! В таких масштабах мозаичные работы в России не велись со времен Киевской Руси, если не считать двух петербургских храмов: Спаса-на-Крови и Исаакиевского собора.
Благовещенский собор — единственный однокупольный храм в Дивеевском монастыре. Его венчает большой купол, и сверху, вторым ярусом, купол малый. Эта архитектурная особенность не позволила расположить в куполе крупный образ. Обычно здесь изображают Спаса Вседержителя, образы Божией Матери «Оранта», «Знамение» и другие. Мы же решили крупный образ изобразить в конхе, то есть полукуполе, и сейчас масштабная композиция Божией Матери «Знамение» в алтарной конхе является одной из жемчужин убранства Благовещенского собора. И именно мозаика, на мой взгляд, дает необычное, еще более глубокое восприятие святых образов.
— Величие Благовещенского собора отметил и Патриарх Кирилл. Он регулярно посещает Нижегородскую епархию, и в этом году также состоялся Первосвятительский визит. Расскажите, пожалуйста, о его итогах.
— Некоторое время назад, когда Святейший Владыка в очередной раз приехал в Дивеево, им было дано благословение на возведение Благовещенского собора, и я просил его освятить этот дом Божий. Прошлым летом Патриарх Кирилл должен был посетить Дивеевские торжества и освятить новый храм обители. Но вредоносное поветрие скорректировало планы, и Святейший прибыл к нам в октябре. Он побывал в городе Лукоянове, где когда-то жил и трудился машинистом его дедушка — будущий иерей Василий Гундяев, где родился и вырос его отец Михаил, тоже ставший священником. Дом при железной дороге, где когда-то располагалась их квартира, стал музеем. Лукояновцы подарили Святейшему Патриарху «Закон Божий», принадлежавший когда-то его отцу (сохранилась надпись, фамилия владельца). Книгу обнаружили школьники, которые занимались исследованием семьи Гундяевых. В Лукоянове Патриарх побывал в Покровском соборе, на следующий день посетил возрожденные святыни Нижегородского кремля и провел встречу с полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорем Комаровым и губернатором области Глебом Никитиным. В этот же день, 22 октября, Предстоятель Церкви совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском соборе. Вместе с ним молилось много молодежи и православных гимназистов. А 23 октября произошло историческое событие — Великое освящение Благовещенского собора в Дивееве.
— Вы упомянули, что Патриарх Кирилл посетил в Лукоянове музей своего деда, иерея Василия Гундяева. Это значимое место, посвященное памяти тех, кто сохранял верность Церкви в страшные времена гонений, в 1920–1930‑е годы. Как еще сохраняется память о новомучениках на нижегородской земле?
— Мы просто обязаны помнить тех, кто берег веру Христову в период богоборчества, — мучеников и исповедников XX века. Церковь ведет большую работу по их канонизации. Изучаются следственные дела, другие документы. В честь уже прославленных святых мы освящаем храмы. Например, в Нижнем Новгороде завершается строительство церкви в честь мученика Алексия Нейдгардта, возводится храм в честь Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. В епархии освящены приделы в честь священномучеников Евгения (Зернова), митрополита Горьковского и Арзамасского, и Лаврентия Балахнинского, святых мирян Николая Филиппова и Анисии Маслановой, планируем возвести храм в честь святого патриарха Тихона. На сохранившихся храмах, где служили пострадавшие за веру, установлены мемориальные доски в форме креста. На них указаны имена как причисленных к лику святых, так и не прославленных страдальцев. Здесь каждую субботу служат панихиды о тех, кто не канонизирован, а по воскресеньям — молебное пение святым новомученикам, несшим когда-то служение в этом храме.
Окончание интервью читайте в следующем номере газеты
Беседовал протоиерей Василий Спирин
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.