Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Церковное искусство > Деревянная драгоценность
«Ведомости Нижегородской митрополии» №5 (251) 11:44, 14 марта 2023

Деревянная драгоценность

О древних традициях создания резной иконы

Резные иконы — самобытный и уникальный вид древнего церковного искусства. После Крещения Руси православная вера постепенно вытесняла языческие верования, но наши далекие предки продолжали использовать привычные для них формы творчества, в которых теперь выражалось их уважение подвижникам веры Христовой. Так в православных храмах и часовнях и появились многочисленные фигуры, изготовленные из дерева — подручного материала, которым природа щедро одарила русские земли. Немногочисленные старинные иконы «на рези» сохранились до наших дней. Их можно увидеть в музейных коллекциях.

Образы с трудной судьбой

Культ природы у древних славян наложил особый отпечаток на их работу с деревом. Вырубая из соснового или лиственничного бруска фигуру, мастера старались свести свою работу к минимуму, чтобы лишний раз не причинять боль «живому» материалу. Такие «наивность» исполнения и свойственная народной культуре искренность нашли отражение и при создании деревянных скульптур святых. Это делало облик праведников узнаваемым, придавало каждому пластичному изображению черты, характерные для христианской культуры, и в то же время придавая произведениям оригинальность.

Как и в классическом варианте написания иконы, здесь использовался белый грунт — левкас, по которому писали красками на яичном желтке — темперой и покрывали олифой.

Без сомнения, в своих работах резчики стремились к тому, чтобы их работы соответствовали каноническим изображениям православных святых. Мастеров древности вряд ли можно заподозрить в желании соригинальничать или сделать нечто, что мы сегодня называем эпатажем. Тем не менее, по мере укрепления на Руси православной веры внимание к деревянным фигурам в церквях становилось пристальнее.

В Псковской летописи, например, можно прочитать о событии 1540 года, когда некие старцы привезли с собой в город два деревянных образа: святителя Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы, что вызвало у благочестивых псковичей смущение, не будет ли молитва у таких икон «болванным поклонением». За ответом обратились к архиепископу Новгородскому Макарию, «и владыка Макарий сам знаменовался тем святым иконам, и молебен им соборне пел, и честь им воздал и проводил их сам до судна, и велел псковичамъ у тех старцов те иконы выменити, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем».

В конце концов скульптуры из дерева все же попали под запрет: «Резные иконы и отливанные не делать, и в церквях не употреблять, кроме распятий, а в домах, кроме малых крестов и панагий, искусною работаю деланных, отнюдь никаких резных и отливанных икон не держать», — гласил указ, изданный в 1722 году. Предметы древнего искусства были объявлены «безобразными болванами». О них говорили как о чуждом для России обычае, «вкравшемся от иноверных».

Вторично под запрет деревянные скульптуры попадут уже при императоре Николае I. В настоящее время постепенно возрождается, в первую очередь, научный интерес к этому виду религиозного искусства, тем более что до нас дошли такие замечательные образцы, как, например, скульптурные образы Параскевы Пятницы и Николая Можайского. Именно эти святые получили многочисленные воплощения в древней резной иконе.

Один из таких примечательных экспонатов находится в коллекции Костромского музея-заповедника в Ипатьевском монастыре. К объемному изображению святого Николая Можайского прилагается риза, украшенная рубленым перламутром и цветным стеклом. Похожая на детское платьице, она выставлена в отдельной витрине.

И Страшный суд, и лавра

Что только ни изображали мастера-резчики! Не только одиночные фигуры, но и объемные композиции. К примеру, в Романовском музее Костромы находится уникальная резная икона «Страшный суд». Несмотря на некоторые утраты, она достаточно хорошо сохранилась. Многофигурный, с многочисленными деталями, образ сразу приковывает внимание зрителя. В своей работе мастер следовал иконографии Страшного суда. В центре в верхней части иконы изображен Господь Саваоф в окружении Небесного воинства. Под ним помещено объемное изображение Иисуса Христа, Которого Бог Отец отправляет судить род людской. Рядом со Спасителем изображаются Его верные ученики, а ниже размещается этимасия — престол Судии. Отдельные композиции представляют собой праведников и ангелов, на нижнем уровне иконы изображаются грешники во аде.

Особая традиция деревянной объемной иконы сложилась на тверской земле, и связана она с именем преподобного Нила Столобенского, основателя одноименной обители. Миниатюрные резные фигуры святого когда-то охотно приобретали паломники, прибывающие в его обитель. Преподобный изображался в монашеском одеянии, чуть сгорбленный, что служило выражением его молитвенных трудов, и опирающимся на деревянные крюки, что прямо отсылает к житию святого: «Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи».

Источником вдохновения становились для мастеров-резчиков также храмы и святые обители. Паломники и гости Сергиева Посада с большой охотой приобретали и увозили к себе домой миниатюрные резные композиции Троице-Сергиевой лавры. Традиции резьбы по дереву на земле преподобного Сергия были очень сильны, да и сам святой был искусным мастером — столяром и резчиком.

В наше время находятся мастера, желающие возрождать искусство резной иконы. И хотя отношение к ним остается довольно неоднозначным, верующий человек всегда помнит, что икона в первую очередь является святыней, а никак не предметом интерьера, и требует к себе соответствующего благоговейного отношения.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.