Еще недавно облаченные во все черное, сегодня храмы расцвели оттенками красного цвета. Такое же торжественно-счастливое настроение призвана испытывать любая христианская душа на Пасху. Но не всегда действительность совпадает с предписанием. Множество «пасхальных недоумений» разбираем вместе с настоятелем Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиереем Владимиром Гофманом.
— Как лучше провести пасхальные дни, чтобы прочувствовать торжество? Ведь мы живем в постоянной суете, человек настолько «загнан» проблемами, что не хватает времени и сил заглянуть в свою душу.
— О том, «чтобы прочувствовать торжество» пасхальных дней, нужно было позаботиться намного раньше и достойно провести дни Великой Четыредесятницы. Кто сумел это сделать, тот обязательно ощутит торжество Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения, с чистым сердцем будет благодарить Бога, спасшего нас от смерти. А как именно благодарить, это православный человек решает самостоятельно. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного…» (Мф 5:16). Сказано апостолам — сказано для всех.
— Наблюдала, как в супермаркете покупатель сказал кассиру: «Христос воскресе!», на что получил ответ: «Что, опять? Пасха уже прошла». Нужно ли приветствовать людей невоцерковленных такими словами?
— Конечно, этим приветствием приветствуют друг друга христиане. Другие едва ли понимают смысл этих великих слов. К описанной ситуации можно применить слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…» (Мф 7:6). С другой стороны, и другое сказано: «…рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю…» (2 Тим 2:24–26). Применять наставления надо с разумением, по ситуации.
— Что по православным традициям принято дарить своим друзьям и родным на Пасху?
— Главное, что мы должны дарить своим близким в светлые дни Пасхи, — это пасхальную радость о воскресшем Господе. Остальное не имеет значения.
— Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?
— Скорлупа, как и яйцо, не святыня. Окроплением святой водой Церковь благословляет эту пищу после поста, вот и все. По правилам, пасхальная снедь и в храм-то не должна заноситься, ее окропляют на улице. В непогоду заносят в храм, да, но от этого она не становится святыней. Так что можно скорлупу и выбросить в мусорное ведро, остатки кулича скормить птичкам. Если вас все же не удовлетворяет такой подход, что-то беспокоит по поводу остатков освященной пищи, опустите ее в текущую воду (речку, ручей и т. д.), так принято в Церкви.
— Наступила долгожданная Пасха, а я все не могу забыть о страданиях и смерти Христа. Но ведь нужно радоваться, а не грустить?
— «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22). Так сказал Христос ученикам. И вместе с ними нам всем, хри стианам, обещая, что Он будет с нами до скончания века. Этому мы и радуемся. А дни печали прошли. Как у Екклисиаста: «Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать…» (Еккл 3:4).
— Можно ли проводить поминальную трапезу в пасхальные 40 дней? Или лучше это сделать после? Как и когда помолиться за усопшего в церкви?
— В течение Страстной и Светлой седмиц (дни великой скорби и дни великой радости) поминовение усопших не совершается, за исключением поминовения на проскомидии. Первое поминовение начинается на Радоницу, во вторник Фоминой недели. Эти правила касаются церковной молитвы за усопших. Трапеза — дело личное. Но, думается, уместно и здесь придерживаться церковных установлений. В храме ничто не мешает вам поставить свечу и помолиться за усопшего, также и подать записку, чтобы священник помянул его, совершая проскомидию.
— В Пасху у меня неожиданно порвалась цепочка, на которой висел нательный крест. Я ее не теребила, не трогала, просто заметила, что цепь порвалась. Я соединила звенья, но через несколько дней она порвалась снова. Тогда мама купила мне в храме веревочку для крестика. Но через несколько дней порвалась и она. Почему это происходит, и что мне теперь делать?
— Что с вами происходит, лучше всего знаете вы сами. А суеверие, между прочим, серьезный грех. Не следует искать каких-то совпадений, вычислять времена и сроки. Приобретите хороший гайтан для нательного крестика — он точно не порвется. А если и такое случится, не стоит придавать этому какое-то особое значение. Бояться надо грехов, а не порвавшейся цепочки. Стараться жить по заповедям, которые оставил нам Христос. Мы же порой Христа и Его Церковь вспоминаем, только когда у нас веревочка на шее оборвется. Приметам верим, а молиться не умеем. А если бы умели, то знали бы: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс 26:1).
— Читая духовную литературу, Евангелие, я задаюсь множеством вопросов. Например, Христос пришел на Пасху… А в моем понимании, Пасха — это и есть воскресение Иисуса Христа. Как она могла быть до того?
— Пасха Христова — это, действительно, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Но Пасха как иудейский праздник была и до этого события. Его праздновал и Христос. «В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим…» (Мк 14:12). Праздник Пасхи был установлен в глубокой древности и связан с событиями египетского плена. Вот как об этом рассказывает книга Исход: «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его…» (Исх 12:5–14).
— В Великий пост я не смотрел телевизор. Теперь Пасха, но включать его уже не хочется. Как относится Церковь к телевизионным программам? Может быть, мне телевизор совсем не смотреть?
— Смотреть или не смотреть — ваше личное дело. Много там неполезного для души, но есть и весьма полезное. Я имею в виду православные каналы «Спас» и «Союз». Но и на других немало душеполезных передач, не только религиозных. Вопрос не в телевизоре, бездушном устройстве, а в нас самих: имеем ли мы силу вовремя нажать кнопку «выкл».
— По воскресеньям я хожу с ребенком в бассейн. Но вот мама меня отчитала, что в пасхальные дни не нужно этого делать. Это и правда грех? Жалко, если абонемент пропадет…
— Интересно было бы узнать, что будет делать в пасхальные дни ваш ребенок, выполнив волю бабушки? И как она сама это видит? Разумеется, в Светлое Христово Воскресение он, по всей видимости, вместе с вами и бабушкой посетит богослужение, в семейном кругу порадуется празднику, а потом? Пасхальных дней ни много ни мало сорок. Почему же ему не поплавать в бассейне? В чем тут грех? Грех — завидовать, ненавидеть, не уважать старших, считать себя лучше других… Перечень можно продолжить, но в нем не будет греха занятия спортом. О теле своем человек призван заботиться так же, как и о душе. Апостол говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6:19). Всему свое время: молиться Богу, работать, учиться, отдыхать. Задача взрослых — правильно расставить приоритеты для ребенка, и тогда он будет развиваться гармонично.
Подготовила Мария Герман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.