«Слава Богу за скорбь и за радость», — благодарим мы Господа, учась воспринимать все, что Он нам посылает, с христианским смирением. Но как тяжело порой думать о случившейся с нами беде как о чем-то душеполезном, что в конечном итоге принесет нам благо! Как взрастить в душе доверие к Промыслу Божиему? На этот и другие вопросы отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29–30). Спаситель говорит о Промысле Божием, о непрестанной заботе Отца о всякой твари. Вот как поясняет эти слова святитель Иоанн Златоуст: «Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, — любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться… Если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед». Последнее очень важно. Святитель говорит: да, беды в вашей жизни неминуемы, они будут, но не бойтесь, вы никогда не будете одиноки — с вами Бог.
— Верующие люди часто говорят о Промысле Божием. А в чем он заключается? Неужели все события в нашей жизни предопределены им?
— Промысл — это непрестанное проявление в мире воли Божией, заключающейся в том числе и в заботе о человеке. Господь дает нам возможность самим выбирать между добром и злом, не препятствует видимым образом нашему выбору, даже если он греховный, но помогает в добрых делах, желает всем спасения и всячески направляет нас к этому пути. Блаженный Иероним Стридонский говорит о Промысле, что он «обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения».
— Нужно ли стремиться понять Промысл Божий или это по определению тайна от нас?
— «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» — восклицал апостол Павел (Рим 11:33). Главное — знать и твердо верить, что Промысл Божий есть. Он охватывает всю Вселенную и меня лично. Наш ум ограничен, и понять в полной мере Домостроительство Божие мы не сумеем. А попытки это сделать нередко приводят к упрощению или, напротив, к усложнению сути действий Творца. Ведь Господь видит всю картину мира, а мы лишь частички этой картины. И потому мы призваны доверять Богу, верить, что Его воля всегда благая. В литургии святителя Иоанна Златоуста есть слова, которые читает священник в алтаре, к сожалению, молящиеся их не слышат: «Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно Сый, такожде Сый Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый». Переведем: «Ибо Ты — Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый, Вечный, Неизменный, вечно существующий, так же существующий Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой». Непознаваемый до конца, но познаваемый до известного предела. Непостижимый по сути, но постижимый в Своих действиях.
— Если человек начинает бороться с обстоятельствами, не нарушает ли он Божиего Промысла? Как в связи с этим понимать пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай?»
— Откроем Евангелие от Иоанна Богослова. Спаситель говорит: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин 15:5). Вот что значит надеяться на Бога — знать, что без Него мы ничего не сможем делать. На себя надежда пустая. Без Божией помощи ничего не получится. В любом деле надо просить Его содействия, при этом, как гласит народная мудрость, самому не плошать! Господь помогает тому, кто стремится исполнить Его волю. Помолясь Богу, человек принимает то или иное решение, делает то, что должно делать с христианских позиций, и просит у Бога помощи там, где своих сил не хватит. Этому можно поучиться у святых отцов, у мудрых старцев, у Паисия Святогорца, например.
— Если на пути к избранной цели встречается множество препятствий, значит ли это, что Господь испытывает человека или предупреждает его о том, что избрана не та дорога?
— Думаю, и то, и другое. Путь в Царство Небесное не гладкая дорожка, но трудная тропа, усеянная терниями. Так святые отцы говорят, памятуя слова Спасителя (Лк 16:16). Но возможно также, что цель выбрана неверная, и мы зря просим у Бога того, что нам не полезно. Из любви к нам не даст. А полезное из той же любви даст обязательно, хотя порой и через испытания, которые для нашей же пользы и попускает (читайте Книгу Иова). Как говорится, per aspera ad astra, per crucem ad lucem. Через тернии — к звездам, через крест — к свету.
— Человек всеми силами старается достичь цели, но не может. А стоит ли просить об этом Господа, если неизвестно, к каким последствиям приведет достижение этой цели?
— Смотря какая выбрана цель. Бог помогает в том случае, если мы делаем что-то для спасения своей души. Он же помогает нам и сделать выбор между добром и злом. Для того даны заповеди. Соблюдающий их не выберет зло, а значит, цель будет намечена правильная, способствующая спасению души, и никаких отрицательных последствий не будет, а трудности на пути — это лишь испытания, ведь и «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16).
— Часто люди сравнивают себя с окружающими: почему одним выпадают многочисленные испытания, а другие, кажется, живут легко. Значит ли это, что в отношении каждого свой Божий Промысл?
— Безусловно, Промысл Божий есть обо всем и обо всех. Он управляет жизнью каждого из нас, но невидимо и неприметно, не нарушая данную человеку свободу. Но мы невнимательны к Промыслу. Или по течению плывем — будь что будет, или на себя надеемся больше, чем на Бога. Ждем каких-то особых даров свыше, не давая взамен ничего. А разве Бог нам что-то должен? Он дал нам жизнь и возможность распоряжаться ею. От нас же Он ждет чистого сердца, добрых дел, христианской жизни, духовного воскресения. Имея это, мы сможем дать достойный ответ на Страшном Суде, который для каждого неминуем. Нам следует помнить, кто Бог — и кто мы. Вот послание апостола Павла к римлянам: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим 9:15–21). Думается, апостол нам вразумительно ответил. Будем читать Писание, будем знать, что все в руках Божиих.
— Как молиться, чтобы Господь помог сделать правильный выбор?
— Молиться всегда надо искренне, с твердой верой, что Господь слышит и поможет. Христос Сам говорил, что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф 28:20). Но Он же заповедал соблюдать все, чему Он учил. А мы, прося и ожидая Его помощи, соблюдаем?
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.