Тахир Токарев родом из Кстова. Он выпускник дружины во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, которая действует на приходе Казанского храма села Великий Враг Кстовского благочиния. В свои 22 года Тахир — двукратный чемпион мира по рукопашному бою, мастер спорта международного класса, а еще очень рассудительный человек и интересный собеседник.
— Тахир, вы уже достигли значительных успехов в спорте. Такие результаты были ожидаемы?
— Я бы так не сказал, но мы много работали для их достижения, упорно к этому шли, и с Божией помощью удалось завоевать победы на соревнованиях различного уровня. Но даже если бы этого не произошло, мы бы приняли все со спокойствием и смирением. Много было трудностей, но просто так ничего не дается.
— Вы говорите не «я», а «мы». Имеете в виду тренеров, свою команду?
— Конечно, ведь это не только мой труд. Это и моя семья, в первую очередь мама, которая привела меня в спорт, тренерский состав, друзья, поддерживающие меня, и все, кто за меня болеет и молится.
— Как вы начали заниматься спортом?
— Как все: мы с другими детьми постоянно пропадали во дворе, особенно летом. Уходили с утра пораньше, а возвращались только тогда, когда понимали, что уже настолько поздно, что домой могут не пустить (смеется). Я очень активный был, и мама знала, что меня нужно чем-то занять, чтобы я не сидел без дела, не попал под дурное влияние и так далее. В шесть лет она отдала меня в секцию тхэквондо, где тренировали Геннадий Александрович Сутягин и его сыновья. Там я занимался восемь лет и одновременно осваивал кудо. В 14 лет перешел в православную дружину. Тем более что мы с сестрами еще посещали воскресную школу.
— Когда вы пришли к вере?
— Мама хотела, чтобы мы развивались не только физически, но и духовно. Так сложилось, что в довольно молодом возрасте она уже была многодетной мамой, и все заботы по воспитанию были на ней. Она очень уповала на Господа, и даже сейчас, когда мы выросли, говорит: «Вы выросли благодаря Богу, Сам Господь вас воспитывал, потому что я даже представить не могу, как я в 20 лет воспитывала вас троих». Поэтому она хотела, чтобы мы получали воспитание в воскресной школе, а мне посоветовала пойти в дружину. Ходить в храм нам не навязывали, мама просто показывала пример. Учились мы шесть дней в неделю, а в воскресенье — единственный день, когда можно поспать, — надо было вставать в церковь. Но я видел, что мама тоже встает, и все вместе мы отправлялись на службу. Бывало, что и на ночные ходили и я иногда засыпал, сидя на лавочке.
— А сколько вам лет было?
— Примерно восемь-девять. Мама как-то спросила у батюшки: «У меня сын уснул во время службы», мол, как к этому относиться? А батюшка сказал: «Он же присутствовал на службе — это самое главное. Господь принял». Бывало, мы, как все дети, уставали и капризничали, тогда мама отпускала нас поиграть с ребятишками около храма, а сама стояла на богослужении.
— Когда вы пришли в дружину, настоятель Казанского храма в Великом Враге отец Александр Николаев стал вашим духовником?
— Я пришел туда в подростковом возрасте и еще не понимал необходимость духовного наставничества, даже опасался этого — какой-то
критики или откровений. Для меня исповедь всегда была тяжелым испытанием, а тут священник, один и тот же, и нужно ему перечислять свои грехи, и думаешь: «Схожу к другому»… А ведь это значит, что человек не справляется, бегает от одного батюшки к другому, ища подтверждения своим мыслям. Когда мне исполнилось 16 и появились первые результаты в спорте, я начал больше общаться с батюшкой, обращаться с разными вопросами, касающимися не только спорта, но и с личными. Со временем понял, что мне это необходимо, и теперь, когда нужно принять важное решение, я обязательно с ним советуюсь.
— Сколько лет вы провели в дружине?
— Я занимался там с 14 до 19 лет, и в этот период, в 15 лет, я впервые одержал победу на Первенстве России. Через год прошел отборочные на Первенство мира и в 17 лет завоевал Первенство мира в Румынии. Тогда же я попробовал себя в возрастной категории 18–21 год и выиграл Первенство России. Затем мне исполнилось 18, и я выиграл Первенство мира среди
молодежи в возрасте 18–21 год. Через полгода попробовал свои силы на первом мужском чемпионате для спортсменов старше 18 лет и там с Божией помощью одержал победу. А потом у меня состоялся дебют на международных соревнованиях среди мужчин. В 18 лет я одержал победу на чемпионате мира среди мужчин. Все эти победы пришлись на период занятий в дружине. Дальше я стал посещать Всемирную академию самбо у нас в Кстове, где занимались ребята, уже достигшие спортивных высот, имеющие звания мастеров спорта, побеждавшие на чемпионатах мира. Мне необходимо было до них дорасти.
— Что вам помогает так быстро и стремительно развиваться? Это природные данные, собственное упорство, поддержка?
— Упорство, труд, вера. Господь, видимо, дал мне определенный дар, который я стараюсь развивать. Бывали ситуации, когда я не был готов к какой-то ситуации или испытанию, но потом осознавал, что Господь мной руководил и от меня в каких-то ситуациях мало что зависело. То есть я со своей стороны делал все, что мог: готовился, тренировался, посещал богослужения, старался развиваться не только физически, но и нравственно, и я думаю, что Господь за это дал мне возможность добиться таких результатов. Когда я понимал, что проделал нужную работу, меня это укрепляло психологически и духовно: я перед каждыми соревнованиями исповедовался, причащался. Старался следовать таким примерам, как наши святые полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.
— А были у вас периоды, когда вы терпели несколько поражений подряд, и если да, то как вы из этого выходили?
— Недавно произошла подобная ситуация. Я потерпел поражение в бою. Тяжело было психологически, но я «отошел», остыл и понял, что Господь не просто так это попустил. Я сделал выводы, и сейчас буду исправлять допущенные ошибки. Нельзя принимать поражение близко к сердцу. Конечно, проигрывать всегда неприятно, но нужно понимать, что и в этом случае Господь тебя оберегает.
— Когда достигаешь спортивных высот, то для многих становишься кумиром. Как не возгордиться, не подхватить звездную болезнь?
— Нужно понимать, что не ты этого достоин, а Господь тебе дает по Своей милости и что сегодня у тебя это есть, а завтра может не быть. Бог дал — Бог взял — такое отношение должно быть не только к спорту, а к жизни вообще. Смысл жизни — в Боге, в познании, в стяжании Духа Святого — если к этому идти, этого придерживаться, то звездная болезнь обойдет стороной. Когда я стал одерживать первые победы, мне говорили, что я немного возгордился. Мы знаем, что тщеславие — самый скрытый грех. Мы можем его не замечать, зато близкие люди могут на него указать. Когда мне указали, я подумал: «Это не про меня», а потом почитал об этом и понял, что все мои помыслы, возможно, связаны с этим. Бывает, что тщеславие служит мотивом доброго дела, и мне однажды сказали, что даже если и так, дело нужно делать, причина не в этом, а в грехе.
— А получается бороться с тщеславием?
— Я считаю, и жизнь это доказывает, что самому победить грех невозможно — только с Богом. Постоянно убеждаешься, что как только ты дал небольшую слабину, грех опять напоминает о себе. Наша задача как православных христиан — постоянно бороться с ним, не признавать: «Я грешник» — и ничего не делать, а деятельно заботиться о своей душе.
— Тахир, вы уже говорили, что регулярно посещаете богослужения, имеете духовника, участвуете в церковных таинствах. А при ваших физических нагрузках вы придерживаетесь поста?
— В период между соревнованиями я держу пост, стараюсь соблюдать все основные требования, а когда начинается подготовка, беру благословение у батюшки, и он мне дает послабления. Мясо я, конечно, не вкушаю, но мне разрешается молочное что-то. Тяжело бывает, когда необходимо сбрасывать вес, худеть на 10 килограммов, и от всего отказываться — это тоже своего рода пост. Я дерусь в категории «61 килограмм», а в межсезонье вешу 70, и приходится очень много тренироваться. На самом деле, поединок — это уже самая легкая часть, а вот подготовка требует огромной отдачи, затрат сил и времени.
— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Сколько времени нужно, чтобы прийти в форму?
— Минимум месяц и больше. Если нам за два месяца объявляют, что будет поединок, мы начинаем готовиться: налаживаем питание, тренировочный процесс выстраиваем определенным образом, с учетом того, кто наш соперник и как он работает — от этого отталкиваемся. Подойти к состязаниям в хорошей форме, с правильным настроем — самое трудное, потому что, когда приходится себя в чем-то ограничивать, невольно начинаешь испытывать раздражение, и еще тяжелее стать дисциплинированным, сосредоточиться. Поэтому многие во время подготовки срываются, нервничают. Но это нормально, это человеческая слабость, мы все грешны, и враг тоже атакует тогда, когда мы наиболее уязвимы. Поэтому до выхода на ринг помимо физической идет еще и духовная борьба.
— Протоиерей Николай Соколов, духовник олимпийской сборной, в одном из интервью сказал, что без духовной жизни больших достижений в спорте мало кто может достичь, потому что результаты берутся не только силой, но и внутренней энергией, а ее дает спорт-смену Бог. Согласны ли вы с этим?
— Мой духовник говорит, что мы, люди, состоим из трех ипостасей: духа, души и тела — и, если будем развивать все три, не пренебрегая чем-то, тогда и станем преуспевать. Соревнования высокого уровня часто совпадали у нас со временем Великого поста — это тоже своего рода испытание. Однажды, когда у меня за плечами уже было несколько побед, удалось побеседовать с президентом Международной федерации рукопашного боя, и мы сказали, что значительные состязания приходятся на Страстную неделю. И к нам прислушались, и даже на неделю перенесли один масштабный турнир! Мы с Божией помощью одержали там победу. В противном случае я не стал бы участвовать, потому что это особое время для всех православных христиан.
Был у меня такой случай: мне было 17 лет и в составе областной команды из 30 бойцов я ехал на соревнования в Орел. Было время поста. Смотрю: все едят бутерброды, кто с колбасой, кто с чем, мне тоже предлагают, я, конечно отказываюсь. Товарищ говорит: « У тебя пост?» Я, смеясь, отвечаю: « У нас пост, просто кто-то придерживается, а кто-то нет». — «Как же так, ведь силы нужны?» В итоге я один из всех смог одержать победу, ведь силы не мясо дает, а Бог. Самое главное, пост очищает разум, и несмотря на то, что мне говорили, что сил не будет, я, наоборот, порхал, как бабочка, на ковре, и у меня в душе жила уверенность, что я с Богом. Только нужно всегда помнить, для чего ты держишь пост: во славу Господа, а не ради диеты.
— Удается ли вам дружить в спортивном сообществе, все-таки спорт — это соперничество, конкуренция?
— Нас всех объединяет желание победить, проигрывать никто не любит. Я переходил в разные коллективы, в разных командах был и заметил: когда начинаешь одеяло на себя тянуть, тогда появляются и зависть, и недопонимание, и соперничество. Всегда ребятам говорил: «Я на ваше не претендую, а только делаю свою работу». Наоборот, старался помочь, зная, что Господом за это воздастся. Всякое бывало, и если видел, что общение наладить не удается, просто уходил в сторону, старался не раздражать человека и самому не испытывать негатив. Понимаешь со временем, что это все происки лукавого, и мы должны не на человека злиться, а на грех. Все мы в разной мере заложники своей греховности.
— Почему вы остановились именно на рукопашном бое?
— Именно в этом виде спорта удалось достичь первых значительных результатов, хотя определенные достижения были и по боевому самбо, где я стал победителем Кубка России среди мужчин, там я одержал пять побед. Сейчас я мастер спорта по самбо и мастер спорта по смешанным единоборствам (ММА). Рукопашный бой стал фундаментом для дальнейшего развития, и я планирую развиваться на профессиональном уровне в смешанных боевых единоборствах.
— На одном из фото я вас видела с Федором Емельяненко. Ваши пути как-то пересекались?
— Федор Владимирович для меня является образцом не только в спорте, но и в духовной жизни. Это не кумир, а именно пример для подражания. Поэтому я и переехал в Старый Оскол, где находится лучшая в стране школа по смешанным боевым искусствам. Более старшие ребята тренируются у Емельяненко, а младшие — в школе олимпийского резерва, которая носит имя Александра Невского.
Получилось так. Пять лет назад у нас была встреча с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, и он сказал, что в Дивеево приезжает Федор Емельяненко. Владыка посоветовал нам туда съездить, пообщаться с известным спортсменом. Так и произошло. Федор Владимирович пригласил нас посетить Старый Оскол, я съездил, познакомился там с ребятами, посмотрел, как они тренируются. Затем еще раз съездил и решил переехать туда окончательно. Мой выбор был обусловлен еще одной причиной: мне бы было очень трудно заниматься там, где нет духовной составляющей. Там тоже стараются исповедоваться, причащаться, и, по сути, это единственное место, куда я мог перейти.
— Вы уже и сами открыли военно-патриотический клуб. Расскажите, пожалуйста, как поддерживаете спорт у себя на родине?
— Когда я занимался в дружине, мне очень нравилась царящая там атмосфера. В Кстове много спортивных секций, но как православный человек я понимаю, что физическое развитие далеко не главное, и далеко не все объединения воспитывают детей в духовно-патриотическом русле. Силу развивают, а как пользоваться этой силой, не говорят, о Боге не говорят. Мне было лет 15, когда я задумался о том, что, когда вырасту, нужно будет организовать что-нибудь свое, и Господь устроил так, что я участвую в развитии такого направления, как армейский рукопашный бой в нашей области. Я стал вице-президентом областной федерации по армейскому рукопашному бою, и совместно с президентом федерации Михаилом Рословым мы занялись организацией военно-патриотических объединений в Нижегородском регионе. Сейчас их уже более 30-ти: в Дивееве, Павлове, Арзамасе, Лукоянове и так далее. Полтора года назад, когда мы запускали наш проект, я ездил по области и провел более 30 мастер-классов на благотворительной основе. Духовная составляющая у нас на первом плане.
За каждым объединением должен быть закреплен духовник. Наша задача не в том, чтобы воспитать спортсменов, а в первую очередь в том, чтобы воспитать людей, которые будут хорошо выполнять свою работу, независимо от того, будет ли это спорт или что-то другое. Мы хотим, чтобы ребята были подготовлены к армейской службе, пришли туда, уже имея определенные навыки. Возможно, кто-то впоследствии станет военным. У нас открыт АРБ-центр (армейский рукопашный бой) при стадионе «Нижний Новгород». Есть здесь и другие дисциплины: смешанные боевые искусства, самбо, бокс. Здесь мы работаем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
— Как у вас хватает времени на все?
— Господь не дает испытаний, которых мы не в силах выдержать. Думаешь, что нужно сделать в первую очередь, что перенести на завтрашний день.
Первоочередно то, что во славу Божию. Когда все успеваешь, понимаешь, что все правильно сделал.
Беседовала Марина Дружкова
Версия для печати Дарьи Петровой
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.