Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Меч Господа и Гедеона
«Ведомости Нижегородской митрополии» №9 (255) 12:17, 19 мая 2023

Меч Господа и Гедеона

Воинская победа в единении Бога и человека

В Книге Судей ярко выявляется тот факт, что за отступлением от Закона Божия следует порабощение, а за покаянием — избавление. Не раз Израиль подпадал под иго иноплеменников, и не раз Бог избавлял его через судей. При этом помощь Божия приходит чудесным образом: количество воинов, оружия и другие военные преимущества не имеют значения для исхода событий. Ярко иллюстрирует эту истину деятельность судии Гедеона, описанная в 6–9‑й главах.

После смерти Деворы израильтяне вновь уклонились от Бога, «и предал их Господь в руки мадианитян на семь лет». Кочевые племена с востока начали переходить Иордан и нападать на Израиль. Ежегодно, как только созревали посевы, дикая орда опустошала страну. Евреи обнищали и вынуждены были скрываться в горах и пещерах. В скорбях они одумались, и милосердный Господь послал им избавителя.

В городе Офре в уделе Манассии за Иорданом жил Гедеон, лелеявший надежду на избавление Израиля. Однажды он, опасаясь врагов, поспешно молотил оставшуюся пшеницу, чтобы запастись хлебом. В это время ему явился Господь в виде Ангела с приветствием: «Господь с тобою, муж сильный!» и повелел собрать войско против неприятеля. Гедеон собрал 32 тысячи воинов против 135 тысяч неприятельских.

Святое руно

Прежде чем вступить в столь неравный бой, избранник Божий обратился к Нему с просьбой дать ему знамение в доказательство, что действительно Господь через него спасет народ израильский. Он расстелил на земле руно из овечьей шерсти и просил, чтобы Господь в знак благоволения битве послал росу только на руно, оставив землю сухой. Наутро так и случилось. Чтобы окончательно увериться, Гедеон вновь просил Господа: «Не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Господь так и сотворил — Гедеон полностью убедился в благословении начать сражение.

По мнению святых отцов, это произошло не только чтобы показать Гедеону, что он действительно избран Богом. Это знамение предвозвещало девственное рождество Христа — истинной Росы Небесной, сошедшей в лоно Пресвятой Девы подобно тому, как роса сошла только на руно, побеждая все законы природы. Чудесное же сошествие росы только на землю вокруг прообразовало орошение благодатью Божией всех народов земли, в то время как евреи, отторгнувшие Христа, оказались впоследствии отпавшими от этой благодати, «сухими».

«Тремястами лакавших Я спасу вас»

Господь сказал: «народа (войска) с тобою слишком много, <…> чтобы не возгордился Израиль предо Мною», — и повелел Гедеону отпустить домой всех, кто боязлив и робок. Осталось 10 тысяч человек. «Все еще много народа», —  сказал Господь и повелел повести всех к воде. По указанию Божию Гедеон отделил тех, кто был более терпелив (они пили воду, зачерпывая ее горстью), от тех, кто пил прямо ртом, наклоняясь к воде. Пивших воду горстью руки осталось 300 воинов — такой отряд мог победить исключительно с помощью Божией. «И сказал Господь Гедеону: тремястами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши» (Суд 7:6–7).

Господь повелел Гедеону пробраться вечером в стан врага: «И услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои». Стан кочевников полнился слухами о том, что Господь предал все их войско в руки Гедеона. Побывав в неприятельском лагере, судья вернулся к своим весьма ободренным. Каждый его воин имел в руках трубу и светильник, спрятанный в глиняном кувшине. Ночью израильтяне тремя отрядами окружили лагерь, внезапно разбили кувшины, затрубили в трубы и громко закричали: «Меч Господа и Гедеона!»

Разбуженные криком и трубами и видя множество огней, кочевники посчитали себя окруженными огромным войском. Лагерь пришел в смятение, враги стали панически поражать друг друга и бежали за Иордан. Гедеон с огромной добычей возвратился домой победителем.

Искушение властью

Благодарные израильтяне предложили Гедеону стать их царем: «Владей нами ты, и сын твой, и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки мадианитян». С благоговением относясь к теократическому началу, установленному Господом на Синае, храбрый освободитель страны смиренно отказался: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами». Не обладая полной и наследственной властью, Гедеон мудро управлял народом как судья и доставил Израилю мир на 40 лет.

Правда, один из его сыновей, Авимелех, после смерти отца решил самочинно воспользоваться предложенным Гедеону царствованием. Однако евреи восстали против самозванца, и попытка самовольного основания царской власти в израильском государстве без благословения Божия бесславно окончилась.

Гедеон дожил до глубокой старости и был похоронен в гробнице своих предков. В Русской Православной Церкви праведный Гедеон, судья израильский, поминается только в Неделю святых праотец, а в Греческой Церкви принят также день его памяти 9 октября (26 сентября по старому стилю)

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.