Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > От боди-арта до «искусства исповеди»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №10 (256) 12:12, 29 мая 2023

От боди-арта до «искусства исповеди»

Мешает ли христианину артистическая среда

Термин «искусство» вмещает многое. Но как понять, где истинное искусство, угодное Творцу, а где лишь его подобие. Разберемся в скрытых смыслах и иллюзиях творчества с настоятелем Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиереем Владимиром Гофманом.

— Почему Православная Церковь враждебно относится к современному нетрадиционному изобразительному искусству?

— Православная Церковь ни к кому, во всяком случае последние лет двести, враждебно не относилась. Где вы видели враждебность как таковую? Церковь может не приветствовать какие-то явления, не рекомендовать своим чадам что-то читать или смотреть — это возможно. Так она имеет на это право — давать советы тем, кто находится в ее лоне. Другое дело, что эти рекомендации нередко воспринимаются внешним миром как запреты. Пример — Лев Николаевич Толс­той или семья Рерихов. Кто-то выдумал, что их предали анафеме, даже рассказ такой у Куприна есть. Но никто их анафеме не предавал. Они, впав в прелесть, сами отлучили себя от Церкви, что бывает с любым нераскаянным грешником. Проповедуя ересь, грешник не может причащаться Святых Таин до полного раскаяния. В ходе таинства Исповеди священник читает молитву, где есть слова: «соедини его (кающегося грешника) святой Твоей Церкви», потому что грехом он отлучил себя от нее. Церковь лишь объяснила своим чадам, что учение графа Толстого (прекрасного писателя) о Христе и Евангелии не соответствует православному учению, но не анафематствовала его. Так же и в случае с Еленой и Николаем Рерихами (Николай Константинович — замечательный художник). Речь в обоих случаях не о творчестве этих людей, а об искажении христианского учения.

— Мой сын пришел на исповедь, а батюшка, увидев на его руке «сводилку», пожурил его за это и сказал, что нужно каяться в том, что он сделал себе на руке такое. Почему?

— Потому что ваш сын — христианин, а у православных христиан не принято «украшать» свое тело татуировками подобно дикарям. Вот что говорит апостол Павел в послании к жителям Коринфа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19–20). С тех пор ничего не изменилось. Получив при крещении благодать Божию, Ангела Хранителя, становясь воином Христовым, как говорится в молитве при крещении, человек принимает на себя и некоторые обязанности. Одна из них — послушание церковному Уставу, правилам, которые установила для своих членов святая Церковь. Эти правила проверены и утверждены в веках, и не нам их отменять. Мы же хотим пребывать в Церкви и при этом жить, как нам хочется, по своим правилам, не исполняя даже заповеди Христа. Поэтому Церковь, в лице священнослужителей, вправе делать такие замечания.

— Посетила выставку художника-постмодерниста и ничего не поняла в этих полотнах. Но, может быть, это я такая? Знаю, что в православии их недолюб­ливают, и сюрреалистов тоже. Но ведь сами эти художники утверждают, что только узкий круг посвященных может их понять. Может быть, пусть рисуют и они, раз это искусство не оказывает влияния на других зрителей?

— Каждый из нас, тем более Церковь в своей полноте, имеет право высказать свое отношение к произведению искусства. А иногда даже и протест, если нарушаются некие нравственные и религиозные нормы, когда налицо кощунство. Кто-то понимает постмодернистов, кто-то не понимает. Пусть, конечно, рисуют, поют и танцуют — светская культура регулируется светскими нормами и правилами. Церковь не выносит по этому поводу какие-либо суждения, но так же, как и все, может высказать свое понимание того или иного явления, предупредить своих членов об опасности, разъяснить, почему данное произведение не душеполезно. Если же произведение искусства тематически связано с христианством, то Православная Церковь тем паче не будет молчать и выскажет свое мнение. Это закономерно.

— Правда ли, что икона может быть только написанной, а, например, резные из дерева или иные не считаются православными образами?

— Неправда. Любое каноническое изображение Святой Троицы, Христа, Божией Матери, святых, ангелов — на дереве, на камне, холсте может быть иконой. Вот, например, что говорит Библия: «…и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов» (Исх 25:18–20). Как видим, в скинии (в первом ветхозаветном храме) Господь говорит Моисею, чтобы тот сделал священные изображения из золота. Надо помнить, что мы не поклоняемся изображению, иконе, нет — мы почитаем «первообраз в образе», то есть молимся не дереву или камню, а Тому, Кто изображен на нем.

— У меня есть знакомый писатель. По-моему, талантливый, но его часто посещают, как он говорит, муки творчества. В такие моменты, по его словам, ему помогают сигареты и алкоголь. Как понять: его писательский талант от Господа или нет?

— Эти «муки творчества» успешно лечатся наркологами при искреннем желании больного. Талант всегда от Бога, от дьявола же — имитация таланта.

— Подскажите, как православному человеку относиться к творчеству рок-музыкантов? Таких как Ольга Кормухина, ДДТ, «Алиса» Кинчева?

— У христиан есть надежный помощник в духовной жизни — это Священное Писание. В послании к коринфянам апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Вот рецепт. А как им пользоваться, решать каждому человеку, наделенному Господом свободой выбора.

— Слышала такое выражение — «искусство исповеди». Что это такое? Как исповедь может стать искусством?

— Не просто может, она им, искусством, и является. У слова «искусство» несколько значений. Одно из них — мастерство, умение в каком-либо деле, но и само дело, требующее такого умения. Это слово происходит от церковнославянского «искусство» (лат. eхperimentum). Искус — серьез­ное испытание, длительная и трудная проверка чьих-либо качеств. Это вполне можно сказать и об исповеди — таинстве Покаяния. Исповедь не отчет о совершенных неблаговидных делах, это искреннее раскаяние в грехах с намерением не повторять их. Здесь умение требуется и принимающему исповедь, и самому кающемуся.

— Кино считается искусством. Но, судя по результатам исследования на сайте «Культуролог», треть опрошенных считают, что оно негативно влияет на человека. Нужно ли тогда вообще смот­реть фильмы, если и на самом деле, приходя в кинозал, не знаешь, что ждать от картины, полезно это будет для души или нет?

— Мы же не бессловесное стадо, которое гонит пастух, куда ему захочется. Зачем вы идете в кинозал, если не знаете, что вам покажут? Кто мешает поинтересоваться предложенным фильмом и определить, будет ли он полезен для души или вреден? Какие тут нужны рецепты? Всякий человек обладает разу­мом, которым он призван пользоваться. Почему мы ждем, что кто-то за нас решит, что нам смотреть, читать, слушать? Христиан­ство не система запретов — это призма, через которую человек смотрит на мир. А «душа — христианка», по слову Оригена, и чувствует, и подсказывает сознанию, как поступить в том или ином случае. Когда мы говорим, что не знаем, полезно это или нет, обманываем себя и окружающих, лукавим, прекрасно понимая, что к чему.

Подготовила Мария Герман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.