Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Когда слово Господне было редко
«Ведомости Нижегородской митрополии» №13 (259) 12:51, 12 июля 2023

Когда слово Господне было редко

Период первосвященника Илия и судии-пророка Самуила

Мы переходим к чтению 1-й Книги Царств, а это значит, что в священной истории Израиля заканчивается время судей и начинается время царей. Долговременный период смуты подходил к концу: в тяжких многолетних скорбях израильтяне все более убеждались, что уничижение их не прекратится, пока народ не возродится духовно, не свергнет позорное иго идолопоклонства и не обратится к своему Господу. Ради этого они в середине XII века до нашей эры избрали своим судьей первосвященника, таким образом соединив духовную и светскую власть (1 Цар 1–7). Это подчеркивало их стремление явить свою верность Богу.

Первосвященник Илий правил народом с достоинством и кротостью, но, к сожалению, не обладал твердостью характера и мужеством, необходимыми для управления своим духовно и нравственно распущенным народом. Его сыновья — священники Офни и Финеес — допускали своеволие и святотатство. Они нагло забирали лучшие куски мяса животных, предназначенных в жертву Господу, прямо из домов израильтян, соблазняли женщин, приходивших к скинии. Благочестивый отец скорбел о бесчинстве сыновей, но его кротких увещеваний они не слушали, а к строгим мерам он был не способен.

На смену престарелому Илию Господь взращивал самоотверженного и благоговейного судью Самуила из колена Левии.

Благословение неплодной

Мать Самуила Анна была бесплодна. На Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей она старалась приходить из своего города Рамы в Силом, к скинии, для жертвоприношений и молитв. Во время одного из паломничеств она со слезами молила Бога об отвращении от нее позора бесплодия и дала обет посвятить сына на служение в скинии назореем. Следует отметить, что назорейство было мало распространено даже среди левитов. Господь услышал молитву Анны и исполнил ее прошение, на ее примере всех научая возлагать надежду деторождения на Бога.

После рождения Самуила Анна явила израильтянам пример истинной веры и пламенного благочестия и воспела хвалебно-пророческую песнь Господу, в которой прославляла Его святость и правосудие, пророчески предсказывала, что Господь будет судить народы и возвысит могущество Своего Помазанника. Это пророчество относилось ко Христу, свергшему власть греха и воссевшему во славе одесную Бога Отца.

«Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш… Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает… Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего».

Впервые в ветхозаветной истории Спаситель был назван Помазанником, то есть Христом. Песнь пророчицы Анны, память которой Церковь совершает ныне 22 декабря, легла в основу ирмоса (ветхозаветный стих) 3‑й песни всех церковных канонов.

Призвание отрока

Когда Самуил подрос, мать привела его к первосвященнику Илию. Отрок поражал добротой и благочестием, а безнравственный пример сыновей Илия только воспламенил в нем ревность и любовь к Господу. В обязанности Самуила входило следить за исправностью лампад Святилища, там он и ночевал.

Однажды отрок услышал голос, звавший его: «Самуил, Самуил!» Думая, что это Илий, Самуил послушно прибежал в его палатку, но тот удивился и отослал его назад. Голос прозвучал во второй и в третий раз. «Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой». В следующий раз отрок с благоговением и трепетом так и ответил Господу — это было призвание Самуила на пророческое служение.

«И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах», — и предрек смерть первосвященнику с сыновьями за осквернение святыни и развращение народа. Илий смиренно принял страшную весть и с великой покорностью произнес: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит».

«Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». Молва о том, что Господь явил Израилю нового пророка, быстро разнеслась по всей Земле обетованной. Израильтяне воспрянули духом, ожидая своего избавления.

Пленение Ковчега

Филистимляне заметили в израильском народе движение к объединению, духовный подъем и решили грозным нашествием смирить евреев. Произошла первая битва, в которой израильтяне были поражены и потеряли около 4000 воинов. Тогда старейшины сказали: «Возьмем себе из Силома Ковчег Завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших». Такое обращение со святыней без вопрошения Господа было самовольным и неблагоговейным. Милостивую защиту Божию им следовало заслужить многими молитвами, покаянием и благочестивой жизнью, они же решили вынудить Господа помогать им.

Появление в стане Ковчега обрадовало евреев и устрашило филистимлян присутствием, как они думали, национального божества израильтян — Яхве: «Горе нам! кто избавит нас от руки Этого сильного Бога? Это — Тот Бог, Который поразил египтян всякими казнями в пустыне». Но Господь не отнял у филистимлян мужества и не помог израильтянам, прогневавшим Его своим нечестием.

Евреи были разбиты и обратились в беспорядочное бегство, потеряв 30 тысяч воинов, но самым ужасным было пленение Ковчега Завета. Ожидая известий, 98‑летний первосвященник и судья Илий сидел при дороге у ворот скинии, «ибо сердце его трепетало за Ковчег Божий». Вестник, прибежавший в Силом, объявил ему о великом поражении и смерти его сыновей. Лишь только он упомянул о Ковчеге, Илий упал навзничь у ворот и умер. Он правил Израилем 40 лет.

Святыня возвращается

Утрата Ковчега была не просто бесславием, она грозила Израилю богооставленностью, рабством и полным уничтожением. Но милостью Божией этого не произошло. Когда филистимляне принесли Ковчег в Азот и поставили великую святыню в капище Дагона как трофей, то наутро увидели, что «Дагон лежит лицом своим к земле пред Ковчегом Гос­подним». Филистимляне не вразумились и поставили идола на прежнее место. Наутро он лежал перед Ковчегом сокрушенным на части. Жители же Азота были поражены страшными болезненными наростами, а в полях развелось необычайно много мышей, уничтожавших посевы. Тогда жители решили: «Да не останется Ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас, и для Дагона, бога нашего».

Ковчег был отправлен в Геф, оттуда в Аскалон, но везде страшные казни повторялись и доводили жителей до отчаяния. Тогда жрецы и прорицатели посоветовали избавиться от святыни и вернуть ее израильтянам. Они впрягли в колесницу с Ковчегом недавно отелившихся коров, ожидая знамения. Коровы не пошли к своим телятам, а отправились в израильские земли, что удостоверило филистимлян в правильности догадки жрецов.

Так после семи месяцев плена Ковчег чудом вернулся к народу Божию. Он остановился на поле одного жителя. Израильтяне с ликованием встретили святыню. Левиты установили Ковчег на камне и, изрубив колесницу на дрова, принесли филистимских коров во всесожжение Гос­поду.

Закон Моисеев запрещал жертвоприношения вне скинии, но при общей расстроенности религиозной жизни в период судей жертвы приносились там, где это казалось нужным, и нередко людьми, не имевшими священнического сана.

Любопытство народа оказалось сильнее благоговения: люди стали заглядывать в Ковчег Завета и прикасаться к нему, в то время как Закон запрещал и близко подходить к нему. Даже левитам не разрешалось приближаться и смотреть на Ковчег и священные предметы Святилища, чтобы не умереть. Только после того, как священники покрывали Ковчег и священные вещи, левиты могли их брать и переносить. За бесчинное любопытство Господь поразил много человек, «и заплакал народ», проникшийся спасительным страхом Божиим и благоговением к святыне.

Ковчег перенесли в Кириаф-Иарим, во владения благочестивого левита Аминадава, а его сына Елеазара «посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа».

Скиния свидения, стоявшая в Силоме, опозоренном нечестием сыновей первосвященника, оказалась лишенной главной святыни, призванной свидетельствовать о присутствии Божием. Запустение скинии, хранение Ковчега долгие годы в частном доме незначительного поселения свидетельствовали об упадке религиозного духа в народе. Позднее Ковчег будет перенесен царем Давидом в новоустроенную скинию в Иерусалим.

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.