Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Терпения не хватает
«Ведомости Нижегородской митрополии» №13 (259) 11:01, 13 июля 2023

Терпения не хватает

На чем стоят семья, любовь и верность

Есть пословица: «В семье любовь да совет, так и нужды нет». Но так складывается не всегда и не у всех. Что необходимо, чтобы в семье царили мир и порядок? Отвечает на вопросы читателей  настоятель Богородице-Рождест­венского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Какой должна быть православная семья? С пяти лет меня воспитывала мама, отец погиб. Они были друг для друга как свет в окошке. Боюсь, что в моей жизни так не будет. У меня есть молодой человек, но как понять, что это тот самый, с которым можно строить православную семью?

— Каждый видит свою семью по-своему, идеалы у нас разные. Чаще — и сознательно, и подсознательно — она похожа на семью родителей. И для вас она, судя по вашим словам, образец. Хорошо, что вы знаете такой пример. Мы говорим о семье христианской. Откроем «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в 10-й главе читаем: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим 16:5; Флм 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружес­кого союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Гос­поде» (1 Кор 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения». Исходя из вышесказанного и следует строить христианскую семью.

— У нас с мужем все хорошо. Есть двое детей. Но родители мужа любят по нескольку недель гостить у нас. Пока у нас был только сын, это можно было потерпеть, но с рождением дочери все изменилось: у нас просто нет места. Сказали им об этом, а они обиделись и не хотят больше с нами общаться. Не знаем, что и делать с этим.

— Обидеть человека легко. А вот залечить нанесенную обиду трудно. Вы создали проблему, вам ее и решать. Наверное, нужно попросить прощения у родителей, молиться за них усерднее. Терпению нужно учиться всю жизнь — это великое дело.

— Мужа не люблю, уже давно. Ему все не нравится, что я делаю, даже если книгу читаю. Но живем вместе, есть дети. Полностью зависима от него материально. Уйти от него не решаюсь, мы венчаны, но и жить так не могу — одно горе. Подскажите, как выйти из этого круга?

— Если бы вы спросили, кому молиться в вашем случае, я бы ответил и назвал святых, имеющих благодать помогать людям в семейных неурядицах. Но вы об этом не спрашиваете. Ваш вопрос адресован не священнику, а семейному психологу. Обращайтесь к нему, и вам подскажут, какие есть пути выхода «из этого круга». Священноначалие Русской Православной Церкви не раз рекомендовало священнослужителям, в том числе и монашествующим, не вмешиваться в семейную жизнь прихожан. Каждый призван заниматься своим делом. Психолог помогает решать семейные вопросы, священник — молится о помощи Божией страждущим.

— Живу с женой в гражданском браке, это мой второй брак. С первой женой был венчан — развенчался. Но сейчас моя жена утверждает, что наш ребенок незаконнорожденный и никакого развенчания нет, а второй раз венчаться нельзя. Что же делать?

— Ваша супруга заблуждается. Церковь, настаивая на сохранении брака, все же допускает второй брак, есть и чин венчания второбрачных. Ребенок ваш, без сомнения, законнорожденный, если у вас заключен гражданский брак. Иногда мнение, что гражданский брак не признается Церковью, можно услышать и в некоторых храмах. Вот что говорит по этому поводу Церковь в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», глава 10: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

— Я простила мужу измену. Приняла его обратно в семью. Но жить с ним тяжело, живем как брат и сестра. Правильно ли я поступаю?

— Нарушение седьмой заповеди, то есть прелюбодеяние, — повод к расторжению брака. Но есть еще и «сердце милующее». И мы вправе прощать грехи наших близких, если они раскаиваются. Но если уж прощать, то без оговорок, всем сердцем. Спаситель так ответил апостолу: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:21–22). Только вы и можете принять решение, и, я уверен, что в этом случае не стоит слушать никаких советов со стороны.

— По-моему, моя невестка — плохая хозяйка и не любит сына. А он ей все прощает и всегда оправдывает. Как мне быть и молиться ли за них?

— Ваш сын молодец, что так поступает. Матери часто из ревности кажется, что ее сына не любят, что невестка не та, что нужна ее хорошему сыночку. Это обычное дело. А Священное Писание говорит так: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:3–6). Двое стали одной плотью. Родители, при всей любви к ним, отступают на второй план, как бы печально для них это ни было. А молиться о детях нужно всегда. Жена вашего мужа, став с ним одной плотью, становится и вашей дочерью.

— У меня не сложились отношения с родителями мужа. Но супруг настаивает, чтобы я звонила им и интересовалась их жизнью. Я считаю, что это лицемерие. Так ли это?

— Постарайтесь делать это не лицемерно. Вы с мужем, как я отвечал на предыдущий вопрос, одна плоть. Надо принять это и умом, и сердцем. Да и мужа слушать вы призваны. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф 5:22–24). Через послушание победите лицемерие.

— В течение всей моей жизни я наблюдал, как мои родители ссорятся и ругаются. Это очень больно, и я всегда пытался помирить их. Хоть я давно не живу с ними, у меня своя семья, но понимаю, что в моей семье начинает происходить то же самое. Не хочу так, а как помочь себе — не знаю.

— А кто же может знать, что происходит в чужой семье и как поступать супругам, чтобы не ссориться? Им самим следует спасать свой брак, свою семью. Отрицательный пример ваших родителей должен помочь вам не повторять их ошибок. Терпение и прощение — вот наши помощники в семейных проблемах. Христианский брак, как уже ранее говорилось, всегда «о Господе». Помня это, как же можно ссориться? А молитва где? Совместная молитва? Все можно исправить и наладить, если есть искреннее обоюдное желание. И любовь, конечно. А ее надо особенно беречь и хранить. Без любви ничего не получится. Вот что говорит о любви святой апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор 13:4–8). В том же послании к жителям Коринфа апостол утверждает: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:2–3). Вот к чему надо стремиться, и тогда ничто не сможет разрушить семью. Нелегкое дело? А кто нам обещал легкую жизнь?

Подготовила Мария Герман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.