С притчей о сеятеле тесно связана другая притча — о пшенице и плевелах, следующая сразу за первой. Эта притча получила личное толкование Господа Иисуса. Приводится она только в Евангелии от Матфея (13:24–30, 36–43): «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф 13:24–25).
«Первая притча показывала, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что слово Его не принято; а второю дается знать, что вместе со словом приняты и вредящие слову. Таково одно из ухищрений дьявола, что он к самой истине всегда примешивает заблуждение, прикрашивая его разными подобиями истины, чтобы тем легче обмануть легковерных».
Образы и соответствия
Как и в притче о сеятеле, главным героем здесь является Сам Господь Иисус, при этом поле — это человеческий мир, враг — диавол, пшеница и плевелы — люди, отличающиеся друг от друга образом жизни и отношением к Богу: «сыны Царствия» и «сыны лукавого». Сеятель представлен в повествовании хозяином поля, то есть мир принадлежит Богу как Его любимое творение. Но не только Творец действует в Своем мироздании. Диавол тоже находит возможность влиять на жизнь людей. Как диавол паразитирует на Божием творении, так и злые люди портят жизнь добрым.
По мысли притчи, постоянное противостояние добра и зла в мире не бесконечно. Рано или поздно приходит время «жатвы» — Суда Сына Божиего над человечеством. У хозяина поля есть в распоряжении работники, которые помогают ему в уборке урожая, «жнецы». В урочное время они будут посланы для сбора пшеницы. Подобным образом ангелы Божии будут участвовать в завершающем событии мировой истории: «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13:41–43).
Весь мир или Церковь
Традиционно Христос завершает повесть словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» — побуждая глубоко задуматься над подлинным смыслом притчи.
Она повествует о христианской Церкви, Царстве Божием, в котором единение людей формируется не по политическим, национальным или культурным признакам, а по принципу духовного родства, благодаря общей вере, общей нравственности и благодати Святого Духа. Царство является духовным по своей природе, а внешние его проявления выражаются в поступках и деятельности людей. Господь Иисус Христос Своей проповедью (сеянием семени), Своей искупительной смертью и воскресением создает Церковь, которую изначально составляют Его апостолы, а после, под воздействием проповеди учеников — множество людей. Именно Церковь обозначается в притче пшеницей, взращенной в Божием мире. Соответственно, «сынами Царства» названы христиане.
Но христиане живут не в идеальном мире. Диавол соблазняет многих, заставляя их творить зло, губить свою жизнь в пороках и причинять страдания другим. Такие люди именуются «плевелами» и «сынами лукавого». Притча относит к плевелам и тех из христиан, кто порочит свое святое имя, будучи членом Церкви, ведет греховную жизнь.
В конце времен на Страшном суде ангелы изымут все зло и его носителей с лица земли и, что важно, «из Царства Его», то есть из Церкви. И Божий мир засияет святостью и совершенством. Другими словами, весь мир станет Церковью — Царством Бога на небе и земле.
Вначале похожий на пшеницу
Уже в древности была предпринята попытка определить, какой именно сорняк имеет в виду Господь. В Толковой Библии под редакцией профессора Александра Лопухина отмечается, что в Евангелии указывается на так называемый опьяняющий куколь (lolium), или головолом. Когда горький плод этого растения попадает в пищу, отдельно или в обычном хлебе, он вызывает головокружение и часто действует как сильное рвотное. Это также сильный снотворный яд, который необходимо было тщательно провеивать и отделять от пшеницы, зерно за зерном. Прежде чем созреть, опасное растение так сильно походит на пшеницу, что его часто оставляли до тех пор, пока злак не созреет.
Отделить грех от его носителя
Возникает логичный вопрос: почему для победы над злом в мире нужно ждать конца истории? Ответ находим в повествовании: жнецы (ангелы) предлагают хозяину (Сыну Божиему) убрать с поля (уничтожить) все сорняки (грешников), но Тот не соглашается: «Нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф 13:29). Только Господь знает, насколько изменчива человеческая натура, и вчерашний враг Христа может завтра перемениться.
Господь терпит зло в мире, чтобы, карая грешников, не повредить одновременно сынам Царствия, добрым членам Церкви. В этой жизни отношения между людьми так тесно переплетены, как корни растений, совместно растущих в поле. Люди связаны друг с другом множеством семейных и социальных связей и друг от друга зависят. Если бы Господь без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни и неизбежно пострадали бы и добрые, но порой мало приспособленные к жизни люди. Кроме того, нередко случается так, что многогрешный член Церкви вдруг после какого-либо жизненного потрясения или события исправляется. Таких случаев коренного изменения образа жизни история знает очень много, например, ветхозаветный царь Манасия, апостол Павел, равноапостольный князь Владимир и многие другие.
В каждом человеке порок настолько глубоко укоренился, что простое уничтожение его Богом равносильно убийству человека. Зло мы отличаем от его носителя. Но зло — это действие или отвлеченное понятие, тогда как носитель зла конкретен и материален. Если практически бороться со злом, то это обязательно затронет носителя. Другими словами, искоренять зло из человека должен он сам по доброй воле, иначе это будет насилием и болью, то есть очередным злом. Поэтому Бог не пытает человека, не заставляет и останавливает любую попытку насильно сделать его праведным.
Притча о плевелах учит нас бодрствовать — внимательно относиться к своему духовному состоянию, не полагаясь на свою праведность. Это также и притча о надежде. Как бы ни был грешен человек, у него есть возможность попасть в «житницу Божию».
Завуалированная мысль притчи заключается в том, что праведность зачастую рождается из борьбы с нечестием. Видя перед собой негативный пример поведения, человек может поступать противоположным образом и вести богоугодную жизнь. Другими словами, в некоторых случаях без наличия греха не могло бы проявиться подлинное благочестие. Если обратиться к святоотеческим писаниям, то можно сделать однозначный вывод, что святость недостижима без борьбы со страстями. Преподобный Максим Исповедник подтверждает: «…вместе с добрым семенем прорастают и плевелы, то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели».
Подготовил протоиерей Алексий Белецкий
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.