Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Митрополит Георгий: «Важно передать детям злато духовного наследия»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №16 (262) 11:08, 29 августа 2023

Митрополит Георгий: «Важно передать детям злато духовного наследия»

По итогам недавнего визита в Нижегородскую епархию представителей белорусских СМИ и их публикаций у себя на родине нижегородский опыт православного образования теперь широко представлен в Республике Беларусь. В частности, в «Наставницкой газете» вышло большое интервью с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, где он рассказал о своем белорусском детстве, высказал мнение по актуальным для современной школы вопросам. Представляем фрагмент этой беседы.

— Вы родились и выросли на белорусской земле, в Жлобине. Какие воспоминания сохранились о детских годах?

— Когда мне приходится общаться с людьми, которые унывают, считая, что у них недостаточно средств, сложные жизненные обстоятельства, я им рассказываю о своем детстве. Отец — фронтовик, прошел всю войну с 1941 года, был сначала летчиком, потом артиллеристом, не раз был ранен. Мать сполна испила чашу горя, будучи в немецкой оккупации. Мы жили в очень простых условиях. Но главное воспоминание о тех годах — свет, теплота и радость, которые переполняли мое сердце. Я родился последним, шестым ребенком в семье. Самый любимый, самый обласканный. Мы часто пытаемся подменить человеческое общение какими-то материальными вещами и благами, а ведь ребенку прежде всего нужны ласка, любовь и внимание.

Мои родители, родственники, соседи были простыми людьми, которые прошли через горнило войны, видели много горя, смертей, поэтому очень дорожили жизнью, человеческим общением, их мало волновали материальные блага. Хлеб на столе, крыша над головой есть, живой, здоровый — это главное. И вот такие неприхотливые люди — самые сильные по жизни. Я очень благодарен, что мои родные и во мне заложили эти качества, научили все переносить стойко, не пасовать перед трудностями, не унывать.

— В жизни каждого человека велика роль учителя. Кто из наставников особо повлиял на формирование вашей личности, выбор жизненного пути?

— Прежде всего это мои родители, а также две тетушки, сестры отца. Все они были верующими благочестивыми людьми. Когда сегодня говорят, что гаджеты виноваты, интернет, это они детей не тому учат, я отвечаю: вы лукавите. Очень многое идет из семьи. Я вырос в советское время с верой Христовой в сердце, когда она была в поругании. Вместе с тем, никогда не чувствовал себя изгоем общества, у меня было много друзей. Спортом занимались, в походы ходили, в «Зарнице» участвовали. Мои родители никогда не настраивали нас против советской власти. При этом учили быть честными, порядочными, послушными, усердными, трудолюбивыми. Если семья ведет благочестивый образ жизни, являет детям достойный пример, это обязательно отложится в их головах и сердцах.

Конечно, не могу не вспомнить добрым словом своих школьных учителей. Я учился в обычной средней школе №6 города Жлобина. Самые светлые воспоминания остались об учителях русской литературы, географии, химии, истории. В 14 лет я сподобился проехать с монахами по святыням нашей Православной Церкви. Посетили Свято-Успенский Жировичский монастырь, Киево-Печерскую лавру. Завершили поездку в Троице-Сергиевой лавре, где я прожил несколько недель. После окончания школы и службы в армии собирался идти в университет на экономический факультет, но перед этим снова поехал в лавру. Там встретил монаха, которому прежде исповедовался, и неожиданно для себя получил благословение поступать в Московскую духовную семинарию. Я считал себя совершенно недостойным этого, но если священник, особенно монах, тебя благословил, то надо выполнять. В семинарию был большой конкурс, не думал, что смогу поступить. Однако экзамены сдал успешно и был зачислен. Душа моя пела. Я был потрясен красотой христианского мира, встретил огромное количество духовно богатых, красивых людей — студентов, преподавателей, духовников. Два года спустя, в 24 года, я ушел в монастырь, продолжая образование в духовных школах — семинарии, а потом академии. На этом пути было много наставников, которые оставили в моей жизни неизгладимый след и которым я всегда буду благодарен. Это и монах, который меня благословил, и духовник лавры отец Кирилл, и преподаватели самых разных дисциплин.

— Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель? И как содействовать формированию таких наставников?

— Надо, чтобы в школу приходили люди с горячим сердцем, с искренней душевной теплотой. Дети просвечивают нас, взрослых, как рентген, не прощают никакой фальши. Ты можешь говорить самые правильные слова, играть самые положительные роли, но их не обманешь. Ребенок тянется к сердечному теплу, к чистым, искренним, глубоким людям, доверяет только таким наставникам. И именно их ученики показывают самые фантастические результаты.

Труд учителя — это не работа, а служение. Жертвенное служение. Ради Христа, ради своей Родины, народа. Нельзя бездумно бросать упреки школе и учителям, они должны чувствовать к себе заслуженное уважение.

Родители зачастую взращивают в детях завышенную самооценку и чрезмерные претензии к окружающим. А ведь христиан­ское восприятие мира подразу­мевает завышенные претензии к себе и терпимость к окружающим. Вспоминаю случай, когда классе в пятом-шестом я пожаловался маме, мол, учительница мне тройку поставила, потому что я верующий. А моя мудрая мама ответила, что все учителя хорошие, а плохие мы. И даже если у наставника в чем-то предвзятое отношение, выучи урок на 5 — и тебе обязательно поставят 4. А если бы она согласилась, что учительница плохая и стараться незачем, я бы вообще мог перестать учиться. Теперь же родители приходят упрекать учителей, что они учат не так. А почему? У самих родителей не хватает христианского любомудрия и восприятия жизни. Наверняка в педагогических коллективах есть проблемы с кадрами. Но разве все родители и их дети самые лучшие? Если убрать из взаимо­отношений христианскую составляющую, мы утонем в претензиях друг к другу. И стоит ли потом удивляться, что учитель относится к чаду без внимания? Мы сами погасили в нем огонек!

— В одном из интервью вы сказали прекрасные слова: «Золотить нужно не только храмы, но и души человеческие». И начинать важно с самого детства. Расскажите, как выстраивается в настоящее время на Нижегородчине взаимодействие Церкви и системы образования.

— Когда лет 18 назад мы только начинали озвучивать тему православных гимназий, даже воцерковленные люди приходили в ужас. Что это, детский монастырь? В этих заведениях вместо образования будут совершать поклоны и читать акафисты? Родители вправе были сомневаться, но постепенно мы эти вопросы сняли.

На территории Нижегородской области работает 11 православных гимназий, одна школа при Серафимо-Дивеевском женском монастыре, пять православных детских садов. В этом году в первый класс набираем около 550 детей, всего же у нас учится уже около 5000 детей, работают 400 учителей.

Дети получают образование согласно общегосударственному стандарту, у нас нет православной физики, химии, математики или географии. А вот гуманитарные знания даются более глубоко, с несколько иным прочтением истории, литературы. И есть дополнительный православный компонент: преподаются основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение и некоторые другие дисциплины. Образование бесплатное. А даются знания на самом высоком уровне. Приведу только один факт: все выпускники после 11‑го класса поступают в высшие учебные заведения.

В православных гимназиях создана здоровая, неагрессивная среда. Детей развивают не только интеллектуально, но и нравственно, духовно. Та огромная сила созидания, потребность в реализации, которые так свойственны ранней юнос­ти, направляются в правильное русло. Хочу подчеркнуть: перед православными гимназиями не стоит задача готовить будущих священнослужителей. Выпускники выбирают самые различные профессии. Из них получаются прекрасные специалис­ты, которые имеют не только знания, но и стойкие духовные ориентиры.

— Разработать курс по воспитанию духовно-нравственной культуры и даже открыть православную школу — это, согласитесь, полдела. Как сделать так, чтобы желающих посещать их становилось больше?

— Общество и государство должны сказать: «Нам это нужно». Должна быть готова к такой очень непростой работе Церковь. Нужно понимать, что это долгоиграющая тема, за год ничего изменить невозможно. Это программа на 50, а может, и на 100 лет.

Никого ни к чему принуждать нельзя —нужно создавать условия. И заниматься прежде всего с учителями и родителями, потому что дети к встрече с христианским миром готовы. Это мы, взрослые, не готовы. Нужно выявлять и поддерживать педагогов, которые хотят более углубленно работать по тематике духовно-нравственного воспитания. Создавать возможности для их обучения, развития, знакомства с православным миром. Работа с родителями — отдельная многогранная тема. Желание семьи воспитывать детей в духе христианства — это основа основ. Во всех наших православных гимназиях есть духовник, и он не только для детей, но и для их родителей. Помогает, поддерживает, наставляет. По мере обучения ребенка вместе с ним духовно растут и родители.

Оксана Мытько

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.