13 (24) февраля родился русский художник, создатель первой в России провинциальной художественной школы Александр Васильевич Ступин (1776 – 1861). В 1821 – 1823 годах вместе с учениками он расписывал собор Нижегородской ярмарки.
Александр Васильевич Ступин родился в городе Арзамасе в 1776 году. О происхождении Ступина приводились противоречивые данные. Достоверно то, что он был внебрачным ребенком, которого отдали на воспитание и усыновление арзамасскому мещанину Василию Ступину.
Детство Ступина протекало в тяжелых условиях. Приемный отец вскоре ушел в рекруты, и ребенок с 5 лет остался один с Анисьей Степановной Ступиной, заменившей ему родную мать. Она нашла возможность обучить мальчика грамоте.
Десятилетним подростком Александр стал работать в лавке матери, где у него было достаточно времени для занятий рисованием.
28 сентября 1787 года А. В. Ступин был отдан в ученики в иконописную мастерскую, по окончании которой отправился в Петербург, где в 1800 году был принят в Академию художеств.
В 1802 году с аттестатом художника I степени он вернулся в Арзамас, где открыл первую в России художественную школу для детей всех сословий. Популярность школы быстро росла, материальное положение улучшалось, увеличивалось количество учеников.
В 1809 году А. В. Ступин представил первые результаты работы школы в Академию художеств. Успех экспозиции в Петербурге превзошел все ожидания. Арзамасская школа живописи была принята под покровительство Российской Академии художеств. А. В. Ступин стал академиком.
В 1821 – 1823 годах он вместе с учениками расписывает собор Нижегородской ярмарки, затем Воскресенский собор в городе Арзамасе.
31 июля 1861 года А. В. Ступина не стало. С его смертью вскоре перестала существовать и школа. Существование художественной школы в уездном городе было явлением редким. Основным источником ее жизни были доходы от художественно-производственной работы, осуществляемой в свободное от занятий время. Так как Арзамас стоял на самом шумном тракте, связывающем столицу с черноземной полосой России, в городе всегда можно было найти заказы.
Но деятельность ступинской школы не ограничивалась писанием икон и росписью церквей. Главным является то, что с 1802 по 1850 год было сделано по заказам более 600 \»картин светских\», исторических, портретов и копий. В этом заключалась значимая роль школы как пропагандиста изобразительного искусства.
Кто же учился в ступинской школе? Кого воспитала Арзамасская художественная школа? По сохранившимся материалам, главным образом, по донесениям Ступина Академии художеств, довольно точно определяется социальный состав учившихся в школе.
Большую часть воспитанников Ступина составляли крепостные: 88 из 168 человек, окончивших школу. Наиболее одаренные из них по его ходатайству нередко получали свободу. Наряду с крепостными в школе учились дети мещан (около 25%), представители других групп и сословий.
На 1822 – 1830 годы пришелся расцвет школы, когда в ней учились наиболее талантливые воспитанники: Н. Алексеев, В. Раев, К. Макаров, А. Надеждин.
Школа Ступина стала миниатюрным сколком Академии художеств. Образцы Академии копировали, им вторили. Но скоро наметились новые тенденции – стремление к изображению окружающей жизни.
За 60 лет существования школы в ней обучалось свыше 150 человек, из которых двое стали академиками, четверо получили аттестаты I степени, двенадцать человек утверждены негласными художниками, а двадцать четыре стали учителями. Учениками школы было создано свыше двух тысяч портретов.
Первая провинциальная частная школа Ступина воспитала целую плеяду талантливых мастеров. Известный художник В. Г. Перов начал художественное образование также в ступинской школе. Работы воспитанников Арзамасской школы живописи представляют особую ценность в собраниях многих музеев России.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.