С парусов смотрят апостолы, из-под купола — Христос… «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы», — гласит надпись под одним из сводов. Радостно видеть обновленный храм. В 2020 году в Вознесенской церкви села Степанова, что близ Арзамаса, началась реставрация интерьера. Перед специалистами стояли задачи по сохранению и воссозданию уникального иконостаса и авторской живописи. И вот в главном приделе она завершена.
Из Арзамаса — в Степаново
З0 июля в городе Арзамасе совершилось поистине историческое событие: Святейший Патриарх Кирилл освятил кафедральный Воскресенский собор после грандиозной реставрации. На восточном фасаде храма, за алтарем и в местном ряду иконостаса находятся иконы, которые носят название «Спас Вседержитель на престоле». Этот же образ мы видим и на центральном месте в иконостасе церкви в Степанове, где чуть раньше, 1 июля, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения центрального придела.
Его иконостас является главным украшением Вознесенской церкви. Образ Спасителя на престоле здесь не случаен. Изначально иконостас находился в первом каменном Воскресенском соборе Арзамаса, построенном в 1742 году. Когда в 1814 году началось строительство нового храма, он был перевезен в Степаново.
При восстановлении церкви после эпохи богоборчества иконостас отреставрировали в мастерских Нижегородской епархии под руководством инокини Алипии (Андрейко). В общей сложности он насчитывает 84 святых образа. Некоторые из них (иконы XVIII века) выполнены в технике темперной живописи, другие (XIX век) написаны маслом, часть была создана вновь вместо утраченных.
Святые образы напоминают иконопись, которая украшает Грановитую палату Московского Кремля. Возможно, их выполнили ученики мастеров этой иконописной школы.
— Иконостас имел значительные утраты, когда начинали работу по его реставрации, — говорит руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» Николай Юшков. — Важной задачей было укрепление того, что дошло до нашего времени. Утраченные элементы резьбы восстанавливались по аналогии с авторской резьбой. Произведена расчистка тела иконостаса, то есть удалена поздняя запись — серый цвет, не подходящий, в общем-то, к интерьеру. Остатки старинного сусального золота были мизерны, но их бережно сохранили, в пределах утрат уже проводилась имитация позолоты. Отдельная сложность — произвести демонтаж, а потом монтаж элементов иконостаса. Так как он разбирался и собирался, геометрия, примыкание колонн были нарушены. Щели, которые нереально было ликвидировать, приходилось заделывать пенькой, веревкой, затем залачивать…
Кроме того, иконостас был перекрашен. Изначально, находясь в Воскресенском соборе Арзамаса, он был красного цвета — оказавшись в Степанове, стал серым. В каких годах это случилось, установить не удалось. Реставраторы восстановили исторический цвет.
— Вначале решено было законсервировать иконостас: и тело, и левкас. А спустя год приступили к работам по восстановлению, — рассказывает Николай Юшков. — В целом иконостас, казалось бы, барокко, но я бы сказал: русская трактовка итальянского барокко.
В подклете арзамасского Воскресенского собора недавно открылся Музей русского патриаршества. В части экспозиции, посвященной истории собора, выставлены отреставрированные оклады иконостаса первого каменного храма в честь Воскресения Христова, на месте которого было возведено теперешнее здание кафедрального собора. Так что сам иконостас сейчас в Степанове, а оклады — в Арзамасе.
— Когда началась реставрация иконостаса, находившегося в селе Степанове, — рассказывает архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, директор Музея русского патриаршества, — оклады были сняты, и все увидели удивительную живопись, которую решено было оставить открытой. А оклады стали частью экспозиции. По благословению митрополита Георгия они также были отреставрированы и позолочены, и среди экспонатов они занимают достойное место.
Росписью храма занималось объединение художественно-реставрационных мастерских «Византия». Мастера провели работы по консервации и укреплению, подведению левкаса, тонировке в пределах утрат.
— Что касается стенописи, тут явно прослеживаются васнецовские и нестеровские мотивы, — говорит Николай Юшков. — Живопись выполнена маслом. При работе со стенописью, также как с иконостасом, главным в нашей работе было сохранить старину и воссоздать то, что утрачено. В той же колоритной гамме, даже колер приходилось немного «грязнить», приглушать яркость, чтобы работа воспринималась как старинная, не ассоциировалась с новоделом. Это была очень кропотливая работа — и на штукатурном слое, и на грунте, и на красочном слое.
Дождались!
В церкви с 1990-х годов идут службы. И хотя такого благолепия, как сейчас, прежде в главном приделе не было, люди с огромным желанием шли на молитву. Идут и сейчас. Светлана Еремина приезжает из села Абрамова, того же Арзамасского округа.
— У меня здесь отец родился, — рассказывает женщина. — Я здесь все детство провела, у бабушки. Когда была маленькая, это 1990-е годы, здесь уже служили. Церковь в советское время не разоряли, она просто стояла закрытая. В детстве я тоже приходила сюда, с тех пор к этому месту остались теплые чувства.
— Красота теперь здесь необыкновенная, — улыбается Любовь Потоцкая из села Забелина. — И до реставрации все было приведено в относительный порядок. А теперь!..
Староста храма — Анфиса Николаевна Ефстифеева. Ей 86 лет, но пожилая женщина до сих пор «в строю». Больше 40 лет проработала она учителем в местной начальной школе (только такая в селе и была до перестройки, средняя — уже в соседнем селе). Анфиса Николаевна уже 25 лет трудится в Вознесенской церкви, изо всех сил заботится о храме.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.