Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Взгляд церкви > К Богу по дресс-коду
«Моя надежда» Моя надежда №3 (2023) 13:37, 2 октября 2023

К Богу по дресс-коду

По одежке и спасение?

В последнее время, наверное, не осталось храма, в притворе которого не стоял бы специальный ящичек для прихожанок, оказавшихся неготовыми к посещению храма Божиего. «Платки», «Юбки» — гласят надписи. Да еще в таких количествах! На любой вкус и цвет, даже если придет целый школьный класс с экскурсией. Зачем это все-таки? Нельзя ли уже как-то соответствовать жизненным реалиям, в которых (тсс!) даже многие жены и дочери священников носят в повседневности не только платья?

По-женски/не по-женски

В конце XIX—начале XX века женщины активно отстаивали свои права на ношение удобной одежды, в частности, брюк. Страсти кипели нешуточные. В чем же была причина рьяной неприязни общественного мнения к дамам в брюках? Да просто на тот момент штаны считались чисто мужской одеждой, разве что на Востоке шаровары оставались неотъемлемой частью женского гардероба: практично, удобно и соответствует условиям жизни кочевых народов. На лошади, например, в них удобнее ездить.

Одним словом, брючно-юбочное противоречие в основе своей имеет традицию, которая, в свою очередь, проистекает из исторических условий. Наша православная традиция следует евангельской и — еще глубже — ветхозаветной. Священное Писание дает недвусмысленные указания на предмет соблюдения различий в гардеробе: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие» (Втор 22:5).

Означает ли это, что мы грешим, когда надеваем на себя брюки? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в те далекие библейские времена. Тогда все, независимо от пола, носили туники. О брюках не было и помину. Еще один важный факт: женская туника мало чем отличалась от мужской. Так что в приведенных строках Священного Писания говорится не столько об одежде, сколько о намерении выдать себя за человека другого пола.

Очевидно, что современные женщины, сколь бы эмансипированы они ни были, носят брюки не для того, чтобы казаться мужчинами. От своего пола они не отрекаются, а иногда даже подчеркивают с помощью брюк свою женственность, и это уже вопрос следующий — вопрос целомудрия. В целом же, брюки — это просто удобно. Сегодня мы подобно кочевникам перемещаемся по бескрайнему шумному мегаполису…

Вспомним события Великой Отечественной войны, когда женщины вынуждены были заменить мужчин на производстве и встать за станки… Да что там! Брали в руки оружие и шли на фронт — помогать своим мужьям, отцам, сыновьям и братьям. Тут уж не до половых различий в одежде. Впрочем, в производственных цехах до сих пор техникой безопасности запрещено находиться в юбках. Знаю лично от подруги, которая работает в цехе на крупном предприятии.

Да, Вторая мировая многое изменила в сознании людей, обнажив правду жизни. А что касается женской одежды, после войны громоздкие рабочие комбинезоны и штаны при помощи дизайнеров превратились в легкие элегантные брюки и бриджи. Особого женского покроя. Брюки уверенно вошли в дамский гардероб. Они перестали ассоциироваться с трудностями жизни и особыми условиями, став повседневной его частью. А также и парадной: стильные брючные костюмы стало можно использовать и для выхода в свет, и даже для свадьбы. Впрочем, как и во все времена, все это вопрос вкуса и традиций.

Вот мы и вернулись к этому слову — традиция. Так можно или нет в брюках в храм? И кто-то мне привычно и горячо ответит: «Нельзя, и все тут!»

Не ввести во грех

Расскажу историю, которая, собственно, и вдохновила меня написать эту статью. Однажды до такой степени остро возникла потребность исповедаться, что невозможно было дождаться воскресного похода в храм. Я с работы позвонила знакомому священнику и договорилась о встрече на  вечернем богослужении. Первая мысль была: «Слава Богу!» — на душе уже стало чуть легче. Потом меня как стрела пронзила другая мысль: «Я же в брюках! Как же я пойду в храм? Переодеться я не успею!» Мне почему-то невыносима была мысль о том, что я предстану перед Богом в неподобающей  одежде. Ну не могу я войти в храм в брюках. Не могу! И я решила отпроситься пораньше с работы, чтобы забежать домой и переодеться.

Конечно, ничего страшного не произошло бы, зайди я в храм в штанах, никто бы меня оттуда не выгнал. Но существует традиция, которую мы, православные христиане, должны придерживаться. Кроме того, мы своим поведением и видом не должны вводить в искушение других прихожан. Вдруг кто-то меня осудит, невольно, конечно, но все же…

Действительно, одежда не должна отвлекать находящихся в храме от молитвы. К ней, я думаю, можно приложить то, что апостол Павел в Первом послании к коринфянам сказал об идоложертвенной пище: она не может осквернить человека, свободного в вере, так как «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). Но тут же он оговаривается: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор 8: 9, 13).

Верующий человек — это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, ест, думает и в том числе во что одевается. Так что запрет на брюки в большей степени основан не столько на церковных канонах, сколько на внутренней культуре, чувстве уместности и благоговения — уважении к Богу и людям, которые тоже пришли помолиться. Ведь и не каждое платье можно надеть в храм. Мы же не пойдем на пляж в строгой деловой блузке и юбке, а в офис — в купальнике. У нас не возникает вопроса, почему нельзя прийти на работу с открытой талией, мы не наденем вечернее платье на спортивное мероприятие. Культура поведения диктует дресс-код. И, собираясь в храм, человек должен понимать, что он идет не на вечеринку. Он идет в дом Божий. Одежда должна помогать нам сосредотачиваться на молитве. Потому и священники совершают богослужение в специальных облачениях. И у мирян тоже для храма должна быть особая одежда. Соответствующая полу, возрасту и месту, а главное — христианскому самосознанию.

Одеянием славить Бога

У стремления своим видом в храме показывать смирение есть и обратная сторона. Здесь важно не перегнуть палку. Многие в своих попытках стать незаметными  и кроткими впадают в другую крайность: надевают на себя буквально первое попавшееся, что выпало из шкафа — серое, бесформенное, длинное и мрачное. Часто таким стилем в одежде грешат неофиты, которые уже видят себя подвижниками и аскетами.

А теперь вспомним, как мы собираемся на какое-нибудь торжественное мероприятие, например, свадьбу, день рождения, свидание, вручение награды. Надеваем все самое лучшее, потому что мы осознаем торжественность момента. Так почему же, идя на встречу с Богом, мы порой так легкомысленно относимся к выбору одежды? Православные люди должны славить Бога. Не только словами и поступками, но и своим внешним видом.

Кстати, именно так поступали наши прабабушки. Они старались надевать на богослужение лучшие наряды, пусть не из дорогих материалов, но одежду чистую, опрятную и не мешающую молиться. В то время было четкое разделение гардероба на повседневный и воскресный, для храма.

Многие скажут: разве Богу так важно, во что мы одеты? Нужны ли Ему наши наряды? Да Ему не нужны и наши молитвы, посты и храмы. Бог самодостаточен. Чего же тогда Он хочет от нас? Ответ, как всегда, находим в Евангелии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27). Когда мы не просто поймем эту заповедь, но и сумеем жить по ней, то многие «почему», «зачем» и «как» отпадут сами собой. В том числе и в отношении к одежде для храма.

Лучше зайти в храм, чем пройти мимо него. Но еще важнее, входя в дом Божий, чувствовать в сердце трепет и благоговение.

Текст: Татьяна Гарина