В 17 километрах от Дивеева находится село Автодеево. Когда-то густонаселенное — сегодня здесь только в нескольких домах постоянно живут люди. И все же места эти известны далеко за пределами района и посещаемы. Благодаря Свято-Никольскому скиту. Первый раз я оказалась здесь по работе в прошлом году, поздней осенью. Умиротворенность и красота — это если в двух словах о моем тогдашнем впечатлении. В разговоре со скитоначальницей — монахиней Синклитикией (Гайко) — обронила: хорошо бы у вас подольше побыть, этим состоянием покоя напитаться, помолиться, потрудничать. «А приезжайте, — ответила матушка, — мы гостям всегда рады».
Одно дело захотеть, другое — найти время для этого, когда и семья (а муж — человек нецерковный), и работа. Не сразу выдалась возможность вернуться в скит. И вот долгожданный отпуск в июне — самое время хоть на несколько дней отправиться в Автодеево. Поехали мы компанией: регент нашего храма Елена со своей 85-летней мамой Капитолиной Андреевной и моя сестра, тоже Елена, человек верующий, но в храме бывающий нечасто. Для нее эта поездка стала настоящим открытием. Но обо всем по порядку.
Видела монахинь впервые
В Автодеево мы приехали в 10 утра в субботу. Добирались из Нижнего Новгорода на машине, на дорогу ушло около трех часов. Нас тут же определили в гостиницу, где трудниц-новичков встречала монахиня Иеремиила. Увидев бабушку Капитолину, она в прямом смысле слова бросилась ей на шею, стала обнимать и целовать, чем поначалу привела нас в некоторое замешательство. Но в ее словах и действиях было столько любви и искренности, что наша бабушка Капитолина чуть не расплакалась и воспряла духом: очень уж она переживала, что будет обузой для скита. А тут такой прием! Сразу оговорюсь, таких встреч- общений, наполненных добротой и любовью, у нас было немало за время пребывания в скиту. И моя сестра, которая воочию видела монахинь первый раз в жизни, была приятно удивлена их теплотой и заботой.
Но вернемся к гостинице. Она находится на территории скита, в нескольких десятках метров от храма. В комнате все для комфортного проживания: удобные кровати с отутюженным бельем, шкаф, тумбочки, кое-какая посуда. Туалет и душевые на этаже. Везде идеальная чистота.
Ягодное послушание
Разложив вещи, мы отправились к скитоначальнице. Матушка Синклитикия определила нам фронт работ: сбор клубники. Со всей приятностью (это вам не на скотном дворе убирать) мы приступили к такому милому послушанию.
Но потрудиться пришлось, да еще как! Такого количества этой ягоды я не видела никогда в своей жизни. С одного куста можно собрать сразу по половине пятилитрового ведерка! Ягоды крупные, чистые, а какие сладкие! Не работа, а удовольствие. Тем более матушка вместе с нами трудилась, а то и больше нас. Клубничные плантации — а их здесь три, и все огромные — ее послушание. О клубнике матушка знает все, поделилась и с нами своими секретами, главный из которых — все делать с молитвой.
Ударно поработав, мы отправились на обед. Наша бабушка Капитолина в это время тоже не ленилась, а помогала другим пожилым женщинам чистить овощи, перебирать крупу. Это я к тому, что работа здесь для всех найдется. И помощники тоже всегда есть. Хотя, конечно, их не хватает. У скита огромное хозяйство: коровник, сыроварня, большой гостиничный комплекс для паломников, приехавших в Дивеево. А еще 100 гектаров земли, где сестры и корм для скота выращивают, и овощи, и фрукты. И все это идет в дело, ведь Автодеевский скит — это подсобное хозяйство Дивеевской обители. Молоко, сыр и все, что здесь выращивается, отправляется в монастырь. А сестер на все это хозяйство всего 16. Поэтому, повторюсь, без трудников монастырю тяжело.
Весточка от мамы
После обеда в субботу жизнь в скиту замирает. Все готовятся к вечернему богослужению. Храм в Автодееве освящен во имя Святой Троицы. Кроме главного престола есть еще один — в честь святителя Николая Чудотворца. Большинство икон в храме — дореволюционные. Их в годы гонений бережно сохранили жители села. Дошел до наших дней и старинный иконостас Никольского придела, а также Распятие.
Во время всенощной случился со мной маленький, но такой трогательный эпизод. Стояла я в очереди на помазание, и вдруг подходит ко мне старенькая бабушка, обнимает и целует в щеку. Говорит: вот просто захотелось тебя обнять. А мне почему-то так тепло стало. Уже потом, рассказав эту историю матушке Синклитикии, я узнала от нее имя женщины и ее возраст… Ровесница моей мамы и полная ее тезка — Галина Ивановна. Мамы нет уже шесть лет.
«Даже посуду мыть не надоедает!»
Воскресенье в скиту, конечно, начинается с литургии. Здесь она каждый раз — праздник. Это чувствуется и по одежде прихожан — все нарядные, и по общему настроению — радость так и витает в воздухе. После Божественной литургии все ее участники идут в трапезную обедать. На обед — салат, суп, рыбка с картофельным пюре, пряники, детям еще и фрукты. Все очень вкусно.
Монастырская трапезная — это вообще отдельная тема. На кухне — идеальная чистота, посуда сверкает. Причем моют ее здесь не химией, а народными средствами — горчицей. И все прекрасно отмывается. Нам самим несколько раз довелось накрывать столы, а потом мыть посуду.
С этими послушаниями помогают и дети. Кто-то приезжает сюда со своими бабушками, а кого-то родители специально привезли на месяц-два — пока сами на работе целый день, ребенок и к труду привыкает за городом, и под присмотром. Так мы познакомились с Ксюшей из Белгорода. Прошлым летом она приезжала в Автодеево с мамой. И настолько девочке здесь понравилось, что в этом году попросилась сюда на каникулы.
Спрашиваю Ксюшу: а что особенно нравится? «Да все! — смеется девчонка. — И даже посуду мыть не надоедает. Ягоды, фрукты, свежий воздух, монахини — такие добрые и уже родные». Девочка и правда почти не отходит от матушки Синклитикии, так и ластится к ней, хотя та ее порой и поругает за шалости. Но тут же обнимет. Вот так и живут. С любовью и с молитвой.
С молитвой здесь все совершается. Пошли мы на третий день на поле лук полоть. Нас, несколько трудниц, и две монахини. Подходим, а там — сушь (дождя давным-давно не было), травы полно, а лук огромный, с кулак. Как так? Я за своим дома ухаживаю, подкармливаю, поливаю, полю, а он в два раза меньше! Ответ услышала тут же: монахиня Иегудиила (Лисник), за которой закреплен уход за огородом, неподалеку полет и молитвы читает одну за другой, пока мы разговоры разговариваем. И видели бы вы, какие у матушки помидоры в теплице! Мои еще только вес набирают (середина июня), а у нее — уже спелые висят. Да куда ни глянь — везде в скиту рекорды овощеводства и садоводства. Вот она, сила молитвы…
30 лет трудов и молитвы
К слову, о матери Иегудииле. Она была среди первых двадцати сестер скита. И был это 1992 год. А до этого в Автодееве просто храм стоял, полуразрушенный, как многие в те времена по России, но не забытый. Жители хранили веру и очень хотели свою церковь возродить, а не на что… Отправились тогда к настоятельнице Дивеевского монастыря игумении Сергии просить, чтобы обитель взяла автодеевскую церковь под свое крыло. Матушка Сергия с благословения митрополита Николая (Кутепова) согласилась.
7 сентября 1992 года состоялась передача Дивеевскому монастырю зданий церкви, а также бывшей школы и интерната при ней. В том же году в Автодееве побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. По его благословению скит посвятили небесному покровителю села — святителю Николаю Мирликийскому.
Так вот когда мать Иегудиила впервые оказалась в Автодееве, храм был полуразрушен, а вокруг — заброшенная территория. Весь последующий год сестры и добровольцы среди верующих восстанавливали храм, приводили в порядок постройки и заброшенный сад, распахивали землю под посевы. Трудностей не замечали, хоть не было ни воды, ни газа. Дрова приходилось самим из леса возить, а воду носить из деревни ведрами. Благо, помощники всегда были: кто своим трудом, кто рублем.
«Когда поедем в Автодеево?»
Несколько дней в скиту пролетели незаметно. Между работой мы каждый день успевали съездить в Дивеево, по Канавке пройти, у батюшки Серафима помолиться. И, странное дело, когда вечером ложились спать, понимали, что усталости нет. Удивительно, вроде, целый день на ногах: то на огороде, то на кухне, а вместо отдыха — в Дивеево, а силы-то есть! И болячки домашние куда-то делись.
Уехали не без гостинца. Матушка Синклитикия выкопала нам разных сортов клубники, про себя мы сразу ее прозвали «Монастырской». Будем ждать урожаев. И, конечно, новых поездок в милое сердцу Автодеево. Да, именно «милое сердцу» — только так и называю теперь это святое место, даже спустя два месяца после своей первой в жизни труднической поездки, когда впечатления улеглись и эмоции поутихли.
А что же другие мои спутницы? Что сказала моя сестра Елена, та, которая впервые в Дивееве оказалась, впервые на всенощной молилась, впервые во всей полноте увидела и услышала Божественную литургию? Эта поездка стала для нее открытием красоты православия. Когда через неделю после возвращения домой мы разговаривали с ней по телефону, она призналась: «Автодеево не идет из головы. Как же там хорошо было! А какие монахини! Раньше я думала, что это несчастные люди, обиженные жизнью, а потому ушедшие в монастырь. А они полны любви, радости и добра. Поедешь в следующий раз туда трудничать, не забудь меня!» К слову, другая Елена и ее мама тоже теперь при каждом удобном случае спрашивают: «Когда поедем в Автодеево?»
Текст: Оксана Москвина