Осенняя унылая дорога, мимо мелькают желтые березки, осинки, иногда лучи солнца блеснут в лужах. Миссионерская группа под руководством Ирины Беспаловой опять отправилась из областного центра в глубинку, туда, где стоят полуразрушенные храмы, где над поруганными алтарями льют слезы небесные ангелы. Говорят, там, где однажды был освящен святой престол, ангел пребывает до скончания века. Радуется, когда идет служба, и плачет, когда осквернена святыня.
Цель миссионеров, вот уже больше 20 лет приезжающих из Нижнего на село, — сделать так, чтобы недействующих храмов на Нижегородчине не осталось, чтобы восстали из руин все, что были закрыты после страшного 1917 года. Многие из тех, у развалин которых однажды оказалась Ирина Алексеевна, уже возродились.
И вот новая поездка в конце сентября, после Крестовоздвижения. Дорога ведет в Лысковскую епархию, в Перевозский район.
— Сегодня у нас своего рода автомобильный крестный ход, — говорит руководитель миссионерской группы. — Поставим стенды с исторической информацией рядом с храмами, прикрепим таблички с названиями храмов на церковных зданиях. И, конечно, будем молиться, чтобы эти дома Божии вновь приобрели первоначальный прекрасный вид. Помоги нам, Господи! И нам, и местным жителям, которые, надеюсь, отзовутся на наш призыв о возрождении храма.
Возведен попечением новомученика
Пелекшево — первый населенный пункт, куда прибыли миссионеры. Здесь стоит полуразрушенный храм Преображения Господня. Ирине Алексеевне удалось найти архивные документы, в которых сказано, что в начале XVIII века в селе находился Никольский монастырь. И первая церковь здесь, деревянная, была освящена в честь святителя Николая Чудотворца. Царской реформой 1764 года обитель была упразднена, храм стал приходским. В 1850 году начали строить каменную церковь.
Спасо-Преображенский храм был возведен в 1916 году. Престолы освятили в честь Преображения Господня, Казанской иконы Богородицы и святителя и чудотворца Николая. Внутри находился пятиярусный деревянный резной иконостас.
Примечательно, что попечителем храма был Алексей Нейдгардт — один из первых нижегородских новомучеников. Недалеко от Пелекшева, в поселке Новый мир (до революции — Отрадное), до сих пор стоит здание, бывшее когда-то усадьбой Алексея Борисовича. Усадьба называлась «Отрада». Наверняка отрадой и утешением для сердца этого святого человека был и величественный Спасо-Преображенский храм. Приход составляло 3000 верующих. В селе действовали целых три церковно-приходские школы, библиотека-читальня, в ведении прихода находилась также богадельня в одной из близлежащих деревень.
В «Отраде» у семейства Нейдгардтов была и домовая церковь, освященная в честь святителя Николая Мирликийского. Она восстановлена, и ее прихожане решили взять Преображенский храм под свое крыло. Начаты работы по консервации. Если Господь управит, будет и возрождение.
Возле храма в Пелекшеве клирик Перевозского благочиния иерей Сергий Худяков совершил литию по всем служившим здесь клирикам и мирянам. Миссионеры и местные жители прошли вокруг храма крестным ходом. О судьбе церкви там, на небесах, наверняка молятся все ее почившие клирики и святой Алексий.
Лишь надпись над входом
Из Пелекшева нижегородцы отправились в село Корсаково. Здесь они установили информационный стенд у стен разрушенного деревянного Казанского храма, построенного в 1871 году.
Вот уж точно, ком в горле, когда смотришь на то, что осталось от деревянной церкви. А западные двери сохранились. Даже надпись на потемневшей от времени доске: «Дом Мой Домом молитвы наречется»… А когда-то на красавицу-церковь любовалась вся округа. Построили ее, как говорят архивы, усердием местных жителей. Освятили три престола. Кроме главного здесь были приделы в честь святого пророка Илии и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1916 году на приходе числилось 1250 прихожан из села Корсакова и деревни Войново, что располагалась недалеко. Приход имел попечение о войновской богадельне. К Казанскому храму была приписана так называемая одноэтажная, тоже деревянная, церковь-школа. Ее возвели еще в 1843 году. Тут был домовой храм в честь Николая Чудотворца и учебные классы.
Закрыли храмы в селе накануне войны, в 1940 году. От церкви-школы уже ничего не осталось. От Казанской — полусгнившие бревна да надпись над входом… А память о храме жива. Местные бабушки-сторожилы не забыли свой храм. Приходят к нему помолиться, чтобы услышал Господь, чтобы не осталась церковь в поругании.
— Ни в Пелекшеве, ни в Корсакове приходов нет, — рассказывает Ирина Беспалова. — В том, чтобы собрать людей и как-то благообразить территорию возле недействующих храмов, помогали сельские администрации.
Улица Кельи
В завершение миссионерской поездки Ирина Беспалова и ее сподвижники посетили село Палец. Здесь они не впервые. Уже несколько лет Ирина Алексеевна «опекает» храм в честь Страстной иконы Божией Матери. И он, в отличие от двух предыдущих, действующий.
Да и как не возродиться литургической жизни там, где было явление Самой Царицы Небесной? Она явилась в 1641 году одной из жительниц населенного пункта, повелев принести в село Свою Страстную икону. Впоследствии образ прославился как чудотворный, в честь него построен храм. Он один из старейших на нижегородской земле, возведен в 1680 году. В 1934‑м церковь закрыли.
Возрождение святыни началось в 2011 году. На храм установили новую табличку с адресом: «Улица Кельи, 6». Такая улица есть в селе Палец. Сейчас в храме регулярно идут службы. Отреставрирована колокольня. Один из членов миссионерской группы — звонарь Алексей Кофанов — пожертвовал храму колокола, изготовленные в городе Тутаеве Ярославской области, на заводе братьев Шуваловых. Но до полного восстановления еще далеко.
— У нас появилась мысль организовать для звонарей Перевозского района мастер-классы, — говорит Алексей Кофанов. — Потребность в этом у людей очень большая.
Миссионеров в Пальце встречали как самых дорогих гостей. А они приехали с подарками — привезли сельчанам иконы и православную литературу. Иерей Сергий Худяков совершил в храме молебен.
— На каждом стенде, который мы устанавливаем, дана информация о священно- и церковнослужителях, которые несли здесь свое служение от основания этой церкви до ее закрытия, — рассказывает руководитель миссионерской группы. — Это колоссальная кропотливая работа в архиве. И этим я занималась в течение всей зимы. Очень трудно найти проект, внешний вид храма, чтобы люди имели представление о том, каким он был. Например, для стенда о храме в селе Шильникове Перевозского района изображение храма в честь Трех святителей я искала целых два года. Такая работа требует огромного терпения. Но усилия стоят того. Мы хотим, чтобы ангелы не рыдали над алтарями, а радовались возрождению.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.