Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Возлюбленный Давид
«Ведомости Нижегородской митрополии» №20 (266) 10:55, 31 октября 2023

Возлюбленный Давид

Грани уникальной личности

О жизни одной из самых ярких, мощных, замечательных, незабываемых фигур ветхозаветной истории святом Давиде повествуется в Библии в 1‑й и 2‑й книгах Царств, начале 3‑й книги Царств и 1‑й книге Паралипоменон. Само Божественное Откровение многократно указывает на него как на избранного помазанника Божия, от семени которого и родился по плоти Спаситель мира Христос.

«Мал бех в братии»

Святой пророк, богоотец, псалмопевец, воин и царь израильский Давид, что значит «возлюбленный», был восьмым, младшим сыном Иессея, старейшины города Вифлеема, из колена Иудина, правнуком благочестивых Вооза и моавитянки Руфи.

С детства Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Талант к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

Еще юношей он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. Когда на Израиль напали филистимляне и великан Голиаф вызвал на поединок израильтянина, Давид, принесший на поле сражения еду своим братьям-воинам, без оружия, с упованием на Бога, победил Голиафа. Камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный израильский царь Саул поставил Давида тысяченачальником. В этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем заслужил еще большую любовь народа.

Саул знал от пророка Самуила, что Гос­подь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде, тайно помазанном Самуилом в семейном кругу, он видел своего преемника, что приводило его в бешенство. Царь жаждал избавиться от него. До самой своей смерти он преследовал Давида, но Бог спасал Своего избранника. Претерпев много обид от Саула, видящего в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. До трех раз имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Иона­фана Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после смерти второго сына Саула — царем всего Израиля.

Первый израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, не хотел подчиниться словам пророка Самуила, за своеволие оказался недостойным помазания, и его сменил Давид — второй царь в истории Израиля. Господь увидел в боголюбивом музыканте, мальчике-пастухе подлинного царя, который сам становится символом преданности Богу.

«И да созиждутся стены Иерусалимския»

Первые семь лет своего царствования Давид жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаб­лено извне. Для упрочения своего положения и укреп­ления царства Давиду нужна была столица, которая не принадлежала бы никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев Иерусалим, возвышавшийся над равнинами и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение. Многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, он плясал перед Ковчегом Завета при перенесении в Иерусалим. За что он удостоился презрения от собственной жены Мелхолы, которая услышала в ответ: «пред Господом играть и плясать буду» (см. 2 Цар 6).

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время, царствования Саула. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска, Иосафата летописателя, Садока и Авимелеха, главных священников, и других.

Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда. Всегда преданный Богу и покровительствуемый Богом, Давид привел вверенное ему царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил его пределы, «от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря», оградил его безопас­ность от внешних врагов, возвысил его внутреннее благоустройство. Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Богу.

«Избави мя от кровей, Боже»

Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и, вопреки постановлению Моисеева закона, запрещавшего царю «умножать себе жен», на вершине своего благосостояния совершил тяжкое преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя.

Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и, кроме того, он предельно предан царю Давиду. Но царь послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. К нему приходит пророк Нафан (см. 2 Цар 12) и говорит ему это. И здесь мы видим отличие Давида от большинства земных правителей. Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка — это глас Божий.

После обличения пророком Нафаном он взрастил плод великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Раскаяние Давида столь же глубоко, как и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50‑й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, вывести для себя закон: чтобы нас поднять, раскаяние должно быть так же глубоко, как грех в нас.

Незаконная связь с красавицей Вирсавией повлекла за собою все же целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшей известностью пользовались три его сына: старший Амнон, третий Авессалом и четвертый Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона от рук Авессалома в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом отца. Восстание это не удалось, и он трагически погиб. Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см. 2 Цар 18). Затем овладеть престолом пытался Адония.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Остаток своей жизни Давид посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения будущего храма. Он успел собрать для этого огромные богатства и материалы. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику — сыну от Вирсавии Соломону.

Умер Давид в 70-летней старости, после 40-летнего царствования, с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя. Его память Церковь празднует в Соборе Пресвятой Богородицы и в неделю по Рождестве Христовом.

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.