Многие тысячелетия люди жили в непосредственном взаимодействии с окружавшей их флорой и фауной. Важность этого соседства проявлялась в особом отношении к растениям и животным, за отдельными видами закрепляли даже священный статус. Вопросы о домашних питомцах и отношении к ним православного человека возникают и сегодня. Мы говорим об этом с настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Катунки протоиереем Владимиром Гофманом.
— Можно ли молиться о здоровье и долголетиии кота, крестить его и дать ему православное имя? Мне спокойнее, когда животное оберегаю не только я, но и Господь.
— Молиться можно обо всем, что сотворено Господом. Тем не менее преподобный Силуан Афонский говорил: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Это подтверждается и словами Священного Писания: «Блажен, иже и скоты милует, сердце же нечестивых жестоко» (Прит 12:10). Конечно, Господь имеет попечение о всякой твари, в том числе и о животных. Попросить у Него долгой жизни кошке, разумеется, можно, если у вас такое чувствительное сердце. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении животных. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении его страданий. Можно также использовать составленные давным-давно молитвословия. Например, молитву на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. В 2015 году Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божиего», он совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. А вот об упокоении животных не молятся. И уж никак нельзя совершать над животным таинство Крещения. Это бессмысленно и даже кощунственно. Креститься может только человек разумный — чтобы по своему желанию или по обещанию за него родителей и восприемников (крестных) принадлежать к Церкви Христовой.
— Есть ли душа у собаки? У меня умерла собака, которая была мне другом долгие годы. Переживаю о ней. Куда попадают души умерших домашних животных после смерти?
— В христианской Церкви существует единое мнение, что душа у животных есть. А вот что касается ее бессмертия, представления об этом различны. Наиболее распространенным является понятие, что души животных смертны и умирают вместе с телом. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть» (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». А если так, то вопрос о месте пребывания души животного после смерти отпадает. Для бессловесных тварей нет рая, но, как утешение, нет и ада. Представители другого взгляда полагают у животных бессмертную душу и, значит, возможность наследования вечной жизни. Его высказывали и некоторые святые. Например, священномученик Ириней Лионский или преподобный Симеон Новый Богослов, который говорил, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11:6–9).
— Как по-христиански поступить с котятами, которых дикая кошка родила у меня во дворе? У нас уже есть кошка, которую я подобрала, но я не в состоянии ухаживать за всеми. Брошенные животные никому не нужны, приютов в моем селе нет — что с ними делать? Душа болит от того, что их нужно куда-то выкидывать.
— Заповедь «Не убий» распространяется и на животных, как на творение Божие, имеющее душу. Человек призван заботиться о «братьях меньших». Так что убивать котят, которых не ждали, будет грехом. Самое разумное, на мой взгляд, оставить животных на волю Божию.
— Подскажите, пожалуйста, как Церковь смотрит на усыпление больных животных, если известно, что никак помочь точно уже нельзя? С одной стороны, не нам решать, когда и кому умирать, а с другой — очень больно осознавать, что существо страдает.
— Человеческие страдания имеют смысл в вечности, потому что душа человека бессмертна. Душа животного смертна, поэтому его страдания спасительного смысла не несут. Тем не менее, если есть хоть малейшая надежда на выздоровление больного животного, надо с терпением ухаживать за ним. Если же такой надежды нет, то, как бы ни хотелось, чтобы смерть наступила естественным путем, гуманнее будет избавить питомца от страданий и усыпить.
— Записала беременную кошку на срочную стерилизацию. Очень тяжелый выбор, плачу. Когда-то сама сделала аборт, в котором покаялась. Теперь сильно переживаю.
— Мое мнение, стерилизация животных — жизненная необходимость. Вмешиваемся ли мы таким образом в дела Господни? Скорее всего, да. Но вмешиваемся по милосердию, из двух зол выбирая меньшее. Во всяком случае, стерилизовать животное гуманнее, чем выбросить его потомство на улицу, обрекая на бездомную жизнь, а то и на смерть. Решение всегда остается за тем, кто несет за животное ответственность, за тем, кто его приютил, — за хозяином.
— Можно ли назвать кошку или собаку человеческим именем? Человеческие имена красивы, а клички животных у всех уже оскомину набили.
— Православное имя животному лучше не давать, хотя это и делается повсеместно, к сожалению. Не нужно этим оскорблять Бога и Его святых угодников, имена которых прославлены духовными подвигами. Нарекая имя новорожденному, мы надеемся, что он будет возрастать и брать пример со своего небесного покровителя. В этом заключен глубокий духовный смысл. Кличка животного такого смысла не несет. Так зачем давать ему человеческое имя? У животных должны быть свои имена, и дело хозяина — поломать голову, чтобы найти оригинальное, не набившее оскомину имя своему питомцу.
— Я охотник. Но с некоторых пор стал задумываться, не грех ли убивать животных на охоте.
— Вопрос в том, для чего человек убивает животных и птиц. Христианская этика рассматривает не только поступки, но и мотивы. А мотивы и цели охоты могут быть разными. Охотник из интереса отличается от охотника, который убивает животных с целью пропитания. В прежние времена последние допускались к причащению Святых Таин. А вот убийство из спортивного интереса, думаю, будет грехом.
— Можно ли давать святую воду животным? Болеет домашняя скотина, а так бы хотелось помощи Божией в ее исцелении.
— Зачем? Что за прихоть? Во-первых, святая вода не лекарство, и употребление ее верующим человеком имеет совсем другое значение, хотя и целительные свойства у нее есть, но никак не для бессловесной твари. Во-вторых, святая вода — это святыня (агиасма), человек относится к ней с благоговением. Ориентируемся на Евангелие: «Не давайте святыни псам» (Мф 7:6).
— Моих любимых овчарок отравил один человек. Могу ли я молиться о погибших и как? Второй вопрос, как мне поступить с этим человеком. В тюрьме за него сидеть не хочу. Но как самому вернуться к миру в душе?
— Об упокоении животных, как уже говорилось, не молятся. А за того, кто совершил убийство, молитесь, как бы тяжело это ни было, чтобы Господь вразумил его, смягчил сердце, научил милосердию, чтобы он уже никогда подобного не совершил. Так нам заповедал Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Такая молитва полезна и тому, за кого молятся, так и тому, кто молится.
Подготовила Мария Герман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.