Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Образ родства Бога и человека
«Ведомости Нижегородской митрополии» №24 (270) 18:03, 30 декабря 2023

Образ родства Бога и человека

Откровение притчи о Добром пастыре

Пространную речь Господа Иисуса Христа о Своем пастырстве и заботливом отношении к людям (Ин 10:1–16) принято считать притчей, хотя она не вписывается в привычное представление об этом жанре. Можно утверждать, что это не притча, а образная речь, в которой главным дейст­вующим лицом остается Сам Рассказчик. В самом же отрывке сказано: «Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли».

Слепые вожди слепых

Один из самых поразительных евангельских образов Христос привел после чуда исцеления слепорожденного. Реакция на него фарисеев стала поводом для рассматриваемой нами притчи Спасителя. Запретившие говорить об Иисусе из Назарета как о Мессии, фарисеи были поражены чудом, после которого в их рядах начались брожения. Они оскорбили и выгнали человека, с которым произошло небывалое. Став зрячим, бывший слепорожденный остался один на один с этим миром, в котором для него не было места. И Христос, совершивший чудо в начале истории, является в ее конце и поддерживает оставшегося без надежды человека.

Фарисеи и законники считали себя преемниками и учениками пророка Моисея и присвоили себе право духовного наставничества народа. Но, как показал пример со слепорожденным, моральное руководство, смешанное со страстями и корыстью, теряет здравые черты и превращается в то, о чем уже говорил Господь Своим ученикам: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф 15:14).

Придверник

Совершенно иной образ пастырства предлагает Христос. Центральной фигурой в Его речи выступает «Пастырь добрый», каким Сам Себя Господь именует. Он — Мессия, истинный Пастырь, Владыка и Отец. Он пришел к Своему народу, чтобы подарить ему «добрую пажить» — Царство Божие. При этом дверь пастырю открывает «придверник» — ветхозаветное Писание, пророки и Предтеча, приготовившие народ к Его приходу.

«И справедливо назвал Писание дверьми, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Оно приводит нас к Богу и отверзает путь богопознания; оно производит овец, оно охраняет и не позволяет привходить волкам. Подобно какой-либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безо­пас­ности от всего и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех — как пастырей, так и не пастырей».

Тот, кто знает овец

Пастырь-Христос зовет Своих овец — проповедует в Израиле, наставляет в истинной вере и благочестии. Благой Наставник «знает Своих овец, зовет их по имени», тем самым подтверждает, что они родные Ему, близкие Его сердцу. Своих послушных овец Он «выводит и, когда выведет, идет перед ними; а овцы за ним идут». Другими словами, Христос призывает и указывает путь спасения, при этом Сам сопровождает их, помогая спастись. Он настолько сильно любит Своих овец, что «полагает жизнь свою» за них, служит им до Своей крестной смерти.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Человек отступил от любви к Богу, уклонился в грех, удален был за это из священного и божественного двора, то есть из ограды райской, и, подвергшись такой беде, сделался добычею диавола, соблазнявшего к греху и смерти, произросшей из греха, этим свирепым и неукротимым волкам. Когда же явился пастырь добрый над всеми Христос, Он положил за нас душу Свою, сражаясь с этою сворою свирепых зверей…»

Волки и воры

Пастырство Христа основано на глубоком знании людей, искренности, любви, милосердии и жертвенности. Все, кто до Него выдавал себя за мессию или примерял на себя роль высшего наставника, ошибались, сознательно или бессознательно оказывались «волками и ворами», вводили людей в заблуждение и погибель.

Не меньше вреда наносят те «пастыри», которые, приобретя знания о вере и духовной жизни и получив звание вождей, пользуются своим положением в корыстных целях. Они готовы трудиться и заниматься наставничеством, но только с условием выгоды для своего тщеславия и благополучия. И при малейшем затруднении вскрывают свое подлинное нутро. Такими «наемниками», по мысли Спасителя, стали фарисеи и саддукеи.

«Истинные овцы» и «другие овцы»

По признанию Христа, истинные овцы бегут от ложных вождей и не слушают порочных наставников. Те, кто сердцем воспринял Писание, прислушивался к речи пророка Иоанна Крестителя и искал правды Божией, уверились в мессианском достоинстве Иисуса Христа, обрели в Нем подлинного Пастыря, которому можно довериться. В проповедях Спасителя они услышали знакомые мотивы святости и праведности, о которых только догадывались, а теперь восприняли во всей полноте. В этом сказалась родственность Пастыря и овец.

Господь упоминает, что у Него есть «другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Ему привести». Это языческие народы, которые в свое время услышат проповедь апостолов и обретут веру во спасение. При этом пастыри Церкви, епископы и священники, служат не от себя, но от имени Христа и Его благодатью. Только Он, Спаситель, остается навсегда Пастырем Своей Церкви, действуя руками, проповедями и молитвами Своих служителей. Этот процесс продолжается по сей день. Святитель Лука Крымский говорит об этом: «И нам надо приводить все народы, надо новых звать отовсюду: приидите, приидите во двор овчий!»

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.