Церковь земная воинствующая — и Небесная торжествующая. Вместе они — тело Христово. Жизнь Церкви на земле — это отражение и продолжение ее на небе. Все, проходящие земной путь, стремятся именно к небу, и каждый верующий после своей смерти желает оказаться именно там, а не в месте, где плач и скрежет зубов. Вопросы, касающиеся посмертной участи и жизни горнего мира, традиционно волнуют наших читателей. На них отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Мы молимся об упокоении своих усопших родственников, а могут ли они молиться за нас? Можно ли нам обращаться к ним с просьбами о помощи, есть ли в этом смысл?
— Основываясь на словах Иисуса Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38), Православная Церковь молится за умерших в надежде, что Господь может изменить их участь в жизни вечной, облегчить их страдания за грехи, совершенные еще при этой, земной, жизни. Это и есть молитвенное общение с усопшими, наша единственно возможная им помощь и проявление любви, ибо сами они изменить свою участь не могут. Мы надеемся также, что и они (те, кто достоин) молят Бога за нас, неразумных и не познавших еще жизни иной. Но за помощью свыше мы обращаемся к святым угодникам, имеющим от Бога благодать помогать нам в наших нуждах. И, конечно же, к Спасителю и Его Пречистой Матери.
— Если человек после физической смерти попадает в рай, то там он должен пребывать в вечном блаженстве. Но у него на земле могут остаться близкие люди. Знает ли он, что происходит с его родными? Если да и если с ними что-то неладно, если они тяжко страдают, то как может сохраняться идеальное блаженное состояние? А если в раю возможна печаль, то это уже не рай…
— Священное Писание дает нам ответ и на этот вопрос. Давайте вспомним притчу, рассказанную Христом ученикам: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят…» (Лк 16:19–31). Думаю, в этой притче содержатся ответы на многие наши вопросы. Никто не знает, как будет в раю, оттуда никто не возвращался к земной жизни. Мы можем только предполагать и, зная, что Бог благ, надеемся, что Он сделает все, что нужно спасенному человеку. Ошибка наша в том, что мы меряем жизнь после смерти земными мерками. Поэтому возникают нестыковки. Но «там» все по-другому, так, что мы и представить себе не можем, как, находясь в утробе матери, не представляли, что нас ждет после рождения. Надо верить и надеяться на Бога.
— Каждому при крещении дается Ангел Хранитель. А как меняются его обязанности после кончины человека? Он хранит человека и в ином мире или, может быть, переходит к другому, только что родившемуся на свет?
— Ангелов, служителей нашего спасения, как назвал их архимандрит Иоанн (Крестьянкин), бесчисленное множество, достаточно «без смены караула» для каждого крещеного человека. Согласно учению Церкви, Ангел Хранитель дается человеку в таинстве Крещения и невидимо охраняет его от зла и наставляет на добрые дела в земной жизни. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей». И не только в земной жизни сопровождает нас невидимый хранитель. В молитве акафиста Ангелу Хранителю читаем: «…в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой… егда имам преходити воздушная мытарства». Православное предание говорит, что усопшего сопровождают два ангела: Ангел Хранитель и так называемый Встречный ангел. Их обязанность — сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Вот что рассказывает блаженная Феодора о прохождении мытарств: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами». Есть и другие свидетельства о двух ангелах, встречающих душу после смерти тела. На Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им в земной жизни человека. Разумеется, точно о событиях и явлениях в жизни после смерти мы не знаем, но надеемся и верим святым отцам, что именно так и будет. В вечности Ангел Хранитель остается с нами.
— Как выглядят ангелы? На иконах их изображают крылатыми юношами. Они на самом деле имеют крылья? И откуда это известно?
— На самом деле крылья ангелам не нужны. Ангелы — бесплотные духи, посланники, возвещающие волю Божию. Как мы, живущие в мире материальном, можем представить и изобразить бестелесное существо? Только в понятных нам образах. Вот и изображают их иконописцы в виде юношей, а крылья лишь символ быстроты, стремительности ангельского служения. Крылья могут символизировать и другие качества: например, у серафимов, закрывающих крыльями лица, — смирение. При Рождестве Иисуса Христа пастухи видели ангелов в человеческих образах, но известно, что ангелы являлись и в других обличиях, например, в виде огня. А на иконе Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева под образами Ангелов символически представлен Бог-Троица: Отец и Сын и Святой Дух.
— Почему Архангела Михаила изображают с огненным мечом, а Архангела Гавриила — с цветущей ветвью? На одной иконе видела изображение Архангела с чашей — кто это, и что значит чаша в руках?
— Священное Писание называет имена семи архангелов, и у каждого из них есть свой символ, означающий его служение. Архангел Михаил, первый из верховных Ангелов, изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами или один, в одежде воина, с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия — диавола. Это в память о том, что некогда на небесах он возглавил ангельское воинство против отпавших от Бога ангелов. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. Архангел Гавриил — провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Он изображается иногда с райской ветвью или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия. Архангел Рафаил, покровитель врачей, изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Уриил — Архангел света и огня Божия — с опущенной вниз молнией. Селафиил — Архангел молитвы — с четками в руках или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. Архангел Иегудиил — хвала Божия — изображается с золотым венцом в одной руке и бичом из трех шнуров в другой. Венец — для поощрения подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. Варахиил, Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения благословений небесных, вечных.
— Если во время Второго пришествия все люди, жившие когда-то на земле, воскреснут, причем души соединятся с телами, то как на земле хватит места?
— Мы вновь прикладываем земные мерки к неземному. Читаем послание апостола Петра: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет 3:11–13). Новое небо и новая земля. Что это будет? Одному Богу известно. О том ли надо думать, хватит всем места на земле после воскресения или нет? Это праздный вопрос.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.