Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > В праздник Обрезания Господня митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса

В праздник Обрезания Господня митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса

12:24, 14 января 2024

Текст Дарьи Петровой. Фото Николая Рахматулина

14 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379), день новолетия по юлианскому календарю (старый Новый год), в городе Арзамас Нижегородской области митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе в честь Воскресения Христова.

Правящему архиерею сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, викарий Нижегородской епархии, благочинный Арзамаса и ключарь этого собора епископ Дальнеконстантиновский Филарет, настоятель арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), воспитанники и педагоги арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Гимназисты помогали на богослужении как пономари. Ученик 6Б класса Руслан Сурхаев прочитал «Апостол».

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор Нижегородской епархии под руководством регента протодиакона Антония Молева, хор Воскресенского кафедрального собора под руководством регента Анны Соловьевой и детский хор Арзамасской православной гимназии под руководством регента Юлии Марчус.

По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

По окончании литургии епископ Филарет поздравил управляющего епархией с праздником Рождества Христова и преподнес ему цветы.

Учащиеся православной гимназии поздравили архипастырей, исполнив праздничные стихотворения и песнопения. Митрополиту Георгию они вручили миниатюрный вертеп, а епископам Илие и Филарету — декоративные Вифлеемские звезды.

Затем глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Он поздравил всех с праздниками Рождества Христова и Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого. «Рождество Христово — добрый, светлый праздник, который дарит надежду и утешение. Спаситель пришел в мир практически незаметно для людей, хотя они и ожидали пришествия Мессии — того, кто изменит их жизнь, в зените славы и величия. Но великое событие совершилось отнюдь не в обстановке роскоши, а в хлеву, где колыбелью для Младенца послужила кормушка для животных. И первыми о Его рождении узнали не знатные, не богатые люди, а простые пастухи. И этот праздник для нас — не только огромная радость, но и повод задуматься о том, будем ли мы достойны в дальнейшем Божией милости, сможем ли наследовать Царствие Небесное. Независимо от того, кем мы были в жизни земной, пред Господом мы предстанем все равными, каждый отвечая за свои помыслы и поступки. И дай, Бог, чтобы каждый из нас предстал пред Ним с чистой душой. Пусть Господь пошлет нам трезвомыслия, сил духовных и телесных. Да благословит Господь всех вас, город Арзамас и весь наш Нижегородский край», — сказал правящий архиерей.

Каждому из присутствующих в храме детей митрополит Георгий преподал свое благословение, преподнес небольшую икону Рождества Христова, детский молитвослов и шоколад.

Справка:

Праздник Обрезания Господня относится к великим праздникам Православной Церкви. Евангелие гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос по ветхозаветному закону прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола.

Обрезание в качестве обряда посвящения Богу существовало у многих народов. В еврейском понимании, кровь священна, так как «кровь есть душа», а кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу Жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Господь явился Авраму на сотом году жизни, сказав: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Ходить пред Богом значит жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все движения сердца. Быть непорочным означает вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается Завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. В именах супружеской четы в знак особого предназначения удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры, хотя у Авраама были также дети от Агари и Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение. От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства.

Для сохранения в роды родов Завета с Богом и в знак обещания исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы поклоняться лишь Богу Авраама. Как знамение Завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в Книге Левит (Лев 26:41) и в Деяниях апостольских (Деян 8:51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено, прежде всего, единство крови и веры.

При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. Он получил это имя как печать Своего служения делу спасения мира (Мф 1:21; Мк 16:17; Мк 9:38-39; Лк 10:17; Деян 3:6 Деян 3:16; Фил 2:9-10). Эти события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Но если в Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти), то Новый Завет объединяет всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только стремлением усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском соборе 49 года. Решение собора было следующим: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать Закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29)».

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

Праздник продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого.

В наше время на Обрезание выпадает также дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый Новый год «сместился» на 14 января по новому стилю.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.