Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Вслед за мироносицами
«Ведомости Нижегородской митрополии» №9 (279) 12:14, 17 мая 2024

Вслед за мироносицами

Зачем женщина в Церкви

В один из первых моих приходов в храм, помнится, я была весьма удивлена тем, что по окончании литургии батюшка подарил всем девочкам, девушкам и женщинам по белой розе. Продавец в церковной лавке на мое недоумение ответила, что сегодня православный женский день! Узнав об этом празднике поподробнее, я искренне полюбила эту дату в церковном календаре — второе воскресенье по Пасхе, день святых жен-мироносиц, когда Церковь поздравляет всех православных христианок. Вот когда можно почувствовать себя в числе женщин, бывших в кругу ближайших учеников Спасителя и не побоявшихся следовать за Ним даже до гроба. В евангельские времена они служили Господу Иисусу и апостолам всевозможной заботой, в том числе погребальным миропомазанием тела Учителя. А как сейчас — какое место занимает сегодня женщина в Церкви? На наши вопросы ответил настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Отец Владимир, после Воскресения Христова апостолы пошли проповедовать. А как сложилась судьба у жен-мироносиц?

— Об этом мало известно. Женщинам в те времена запрещалось проповедовать, они служили заботой о людях, лечением, утешением. Мария Магдалина, по одной версии жития, окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около 30 лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую. Марфа и Мария, сестры Лазаря, вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры, неизвестно. Иоанна была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Она занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Она смогла достойно похоронить голову святого Иоанна Предтечи на Елеонской горе. Мария Клеопова была одной из родственниц Христа. По одной версии, она приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе — брату Иосифа Обручника. Мария Иаковлева, по преданию, была младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Сусанна — самая загадочная фигура среди мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней ничего не известно.

— Почему Христос после Своего Воскресения не разрешил Марии Магдалине прикоснуться к Себе, а Фоме потом разрешил?

— Да, Христос предлагает Фоме «вложить перст в Его раны», но сделал ли это апостол, евангелист Иоанн не сообщает. Почему Христос не разрешил прикоснуться к себе Магдалине, точного ответа мы не найдем, это остается тайной, хотя встречаются разные предположения. Одно из них — еще не закончились какие-то и физические, и сверхфизические процессы, в результате которых, например, остался отпечаток тела Христа на плащанице. Это было «огненное тело». Изменилась природа Спасителя. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин 20:17). Не случайно Мария (а потом и Лука с Клеопой) не узнают Христа. Фоме же Он предлагает: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27), потому что эти процессы уже завершились.

— Какое все-таки место занимает женщина в Церкви? В Священном Писании встречаются такие фразы: «пять тысяч человек, кроме женщин и детей», «жена в храме да молчит», «жена да убоится своего мужа». Как их понимать? Создается впечатление, что Церковь принижает женщину.

— Очень важное место занимает! Вот что говорит о женщине документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (Х 5): «В дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы… В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым Она становится причастной к делу спасения и возрождения человечества. Церковь высоко почитает евангельских жен-мироносиц, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности. С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности… Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф 5:22-23; Кол 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф 5: 21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор 11:11–12)… Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству».

— Почему женщина не может быть священником?

— В истории человечества и, конечно же, в христианской истории нет ни одного упоминания о женском священстве. Всегда таинства совершали мужчины. И это не без основания. Во-первых, священник во время богослужения олицетворяет собой Иисуса Христа, Который в своем земном воплощении принадлежал к мужскому полу. Запрет женского священства не означает дискриминации женщин. Апостол четко пишет, что во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского (Гал 3:28). И в чем вопрос? Разве по-другому нельзя Богу служить? Те же жены-мироносицы разве были священниками? А ведь удостоились причислению к лику святых! Оставим Ветхий Завет. Возьмем христианскую общину. Был древний чин диаконис — они помогали при крещении женщин, присутствовали при их беседах со священниками, ухаживали за больными христианками, следили за порядком в храме на женской половине, могли выполнять поручения церковного характера, но собственно священнические функции и даже в полной мере диаконские они никогда не выполняли. И попытки возродить этот чин успехом так и не увенчались, несмотря на то, что никаких официальных церковных запретов служения диаконис не существует. Короче говоря, в святоотеческой традиции нет определенных указаний антропологического, литургического или исторического характера, на основании которых можно было бы говорить о возможности введения в Православной Церкви женского священства. Этот вопрос у нас никогда даже не поднимался, в отличие от англиканской и других протестантских Церквей.

— Как относиться к светскому женскому дню? Должна ли я его игнорировать, когда меня поздравляют невоцерковленные родственники, друзья и коллеги?

— Принимать поздравления и поздравляющих в ответ поздравлять. Иначе можно в фарисея превратиться. А Христос предупреждал об этом еще Своих учеников. «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие…» (Лк 12:1).

— В Священном Писании есть слова, что женщина спасается через чадородие. А если она не может иметь детей?

— «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» определяют: «В молитвах чина Венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но, вместе с тем, не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений…» (ХII. 4). У каждого из нас, как известно, свой крест. И нести его мы призваны достойно, каким бы тяжелым он ни был. Если у женщины нет своих детей, значит, она может служить Богу по-другому, например, как говорилось в документе, усыновив ребенка из детского дома. Таких случаев немало в наше время. Или приняв монашеский постриг. Было бы желание спасти свою душу, а пути найдутся.

— Бог создал женщину, чтобы она была помощницей своему мужу. «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18). Я не замужем. Получается, я не выполняю свою роль? Какова же истинная роль женщины в христианстве и как ее исполнять незамужним девушкам?

— Всему свое время. Господь дал нам жизнь во всем ее многообразии. Детство, юность, зрелость, старость — у каждого периода свои особенности, цели, задачи. В молодости надо учиться, работать, радоваться жизни, молиться, кстати, и о том, чтобы Господь послал хорошего мужа, отца будущих детей, защитника семьи и Отечества. А просящему, как известно, дается: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7–9). А когда будет семья, тогда будут другие заботы, в частности, быть помощницей мужу и матерью детей, которых даст Бог.

Подготовила Татьяна Гарина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.