Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Личный опыт > Волонтер Маша
«Моя надежда» Моя надежда №2 (2024) 11:30, 3 июля 2024

Волонтер Маша

Как стать другом детям из детского дома

Дарить подарки могут многие. И потому в благотворителях детские дома не испытывают недостатка. А как насчет чего-нибудь посерьезнее? Собственного времени, энергии и душевного тепла? Тут все гораздо сложнее. Пока сам не попробуешь, не поймешь. Однажды мы с Марией Лядовой, волонтером нашего православного молодежного движения Сормовского благочиния, возвращались после совместного мероприятия в Первом санаторном детском доме. Место тяжелое, в моральном смысле — говорить не хотелось, мы шли молча. Вдруг Мария сказала: «Знаешь, а дети здесь все равно добрые, искренние и светлые, несмотря на все то, что с ними случилось в жизни». И я поняла, что должна рассказать о Маше. Точнее, чтобы она сама рассказала о себе читательницам нашего журнала.

Мария светлый и добрый человек. В ней словно скрыт генератор любви и заботы, которые могут согреть любое замерзшее сердечко. Даже тех детей, про которых говорят «трудные», «проблемные». Я знала, что она гораздо больше времени проводит с воспитанниками этого детского дома, чем мы, волонтеры благочиния. Только спросить об этом не решалась. А тут разговор зашел сам собой. Я попросила Машу рассказать свою историю о том, как она стала для воспитанников детского дома не просто волонтером, а настоящим другом.

Чтобы просто побыть вместе

— Я пришла в детский дом как волонтер благочиния. К ребятам мы ходили на праздники — с поздравлениями, подарками, показывали им спектакли, играли с ними.

Почему я выбрала для себя именно это направление — детский дом? При очередном посещении я особенно прониклась к одной девочке и стала просто приходить к ней общаться. Дополнительно прошла Школу приемных родителей. Собрала все необходимые, в том числе медицинские, документы и стала ходить к этой девочке чаще. Потом постепенно подружилась и с другими ребятами. Дети стали мне открываться. И я душой к ним всем прикоснулась, полюбила их, увидела в каждом из них личность, доверие, поняла, какие они сильные и добрые, несмотря на трудности, которые они прошли в детстве.

Я не являюсь наставником детей. Наставничество — это целая программа. Чтобы стать наставником ребенку из детского дома, нужно заполнить анкету на сайте благотворительного фонда, пройти тренинги и собеседование, заключить договор, где указано, что можно делать, а что делать запрещено. У каждого ребенка должен быть свой наставник, но я пока эту стезю не освоила, поэтому могу говорить про детей только как волонтер и друг. Моя позиция — помочь по возможности. Можешь помочь — делай.

Волонтерами, я считаю, должны становиться молодые люди с горячими сердцами, пока не обремененные узами брака, без своих детей. Не хватает в детском доме именно таких верующих, воцерковленных, специально обученных ребят.

— Хотя наш детский дом семейного типа и группа называется «семья», а мама — это воспитательница, на самом деле ребят забрали из большой беды. Там, где они родились, находились и росли, не было любви, иногда не было даже самого элементарного ухода и заботы, не было взрослого, на которого можно опереться.

Поэтому так хорошо, что к ним приходят священники, рассказывают им о нашей вере, традициях, праздниках. Ребята могут поделиться с батюшками своими сомнениями, трудностями, поговорить на любые темы. Это важно, чтобы ребята знали, к кому можно обратиться в трудную минуту. Батюшку в нашем доме все очень любят, ждут и каждый раз встречают с радостью. Очень хочется, чтобы такие встречи и беседы проходили как можно чаще. Детям это необходимо!

Мы с волонтерами тоже рассказываем им о Боге, об устройстве православного храма, наших праздниках и традициях. Не часто и не все, но воспитанники детского дома посещают церковь, исповедуются, причащаются, ходят в воскресную школу. Иногда мы также приходим в детский дом, чтобы просто побыть вместе, поиграть, почитать Евангелие, поговорить. Интересно бывает наблюдать за детьми, которые первый раз видят священника, впервые пишут исповедь, причащаются Святых Христовых Таин. Быть свидетелем таких маленьких чудес дорогого стоит.

Вообще, дети, когда узнают, что есть Бог, они очень радуются. Маленькие, когда видят священников, говорят: «Маша, смотри — Бог!» Видимо, и правда, душа по природе своей христианка. Они очень хотят побывать в монастыре, потрудничать. Ждут приглашения в монастырь на лето. Здорово, если бы и наши волонтеры съездили с ними — где-то помочь, рассказать, проводить по обители. Детям очень нравится атмосфера в храме, если их не заставлять, если им все объяснять. Им становится спокойнее, они на самом деле заинтересованы. С большим удовольствием помогают бабушкам на подсвечниках. Понимают, что свечки — это жертва Господу. Молятся за людей, которые их ставят. И — за своих родителей и воспитателей.

Все воспитанники детского дома рассказывают о своей настоящей семье с добром, с любовью. Любят маму и папу! Очень тесная связь у них. Как бы там ужасно ни было, они любят своих родителей, очень часто о них вспоминают и всегда говорят о них с большим уважением, любовью, привязанностью. Ни разу я не слышала, чтобы ребенок говорил про маму что-то плохое. Вспоминают только самые лучшие моменты. Например, одна девочка вспоминает, что мама учила ее вот так складывать вещи, что она лечит горлышко, если оно болит, и так далее. То есть то минимальное, но самое лучшее, что было у них в той семье, хотя там, на самом деле, все было очень-очень сложно. Ни из одной хорошей семьи ребенка не изъяли.

Все дети в детском доме занимаются лепкой, рисованием. Они очень талантливые и трудолюбивые. Стирают, убираются в комнатах и на территории детского дома.

Про особенных

— Среди воспитанников нашего детского дома есть детки, которые пока не могут ходить. Они часто «звонят» мне с игрушечных телефонов, рисуют портрет. Приятно, когда тебя помнят, отвечают на твое внимание. Хочу рассказать про семью «Непоседы». Это группа, в которой живут дети-инвалиды.

Максимка — наше солнышко. Очень добрый, чистый мальчик. С ним так приятно разговаривать, за все он благодарит, всегда всему рад.

Павлику один раз удалось побывать в храме. Он был очень взволнован. На окошке у него стоят иконы. Он знает многих святых, очень любит Богородицу, Господа, целует крестик. Постоянно молится и радуется, когда батюшка приходит. Внимательно его слушает.

Глебушка, хотя пока и некрещеный, тоже очень любит, когда в гости приходит священник. Обращает внимание, в чем тот пришел (облачение, крест), держит его за рясу, рукав, когда тот что-то рассказывает. И хоть он мальчик импульсивный, энергичный, всегда затихает, когда батюшка что-то говорит. Один раз у меня на руках даже заснул: я его покачивала тихонечко и сказала: «Тише-тише, Глебушка, слушай батюшку!» И он заснул.

Такое умиротворение дети испытывают при встрече со священником. Они не только его слушают, но и задают свои вопросы. Очень уважительно относятся к пастырю. Когда это видишь, сама испытываешь светлые и радостные чувства.

Найти подход

— Найти подход можно к каждому ребенку. Например, с одной шестилетней девочкой мне было нелегко подружиться. Мы с ней гуляли, играли. Вроде бы, все было спокойно, но в один прекрасный момент она переключалась и начинала требовать что-то такое, чего нельзя было делать: выйти за ограду детского дома, пойти купить мороженое в магазине. Я подчиняюсь воспитательнице, когда взаимодействую с ребенком в группе или на улице. Поэтому не могу самовольно что-то решать или делать. Во время таких ситуаций девочка начинала скандалить, плакать, обзываться, провоцировать меня.

Она могла разорвать книжку, вырвать страницы из нее, если что-то не по ее, эмоционально реагировала на мое предложение рисовать вместе или когда я раскрашивала не так, как она хотела. Со временем она уже более спокойно стала себя вести, доверять мне. Такие перемены в маленьком человеке вызывают большую радость!

Мы встречались с ней в воскресной школе, вместе выполняли задания, рисовали, гуляли, катались на санках, готовили, пекли блины, то есть активно взаимодействовали. Я ей рассказывала сказки, объясняла что-то, учила ее играть на фортепиано. Она научилась играть и петь «Богородице Дево, радуйся!» Это стало ее любимым песнопением. Девочка стала замечать свои успехи, ей понравилось узнавать для себя что-то новое, она полюбила книжки. Я заметила, что она стала по-другому ко мне относиться. Рисовала мне рисунки, говорила, что любит меня. И стала моей помощницей, правой рукой. Начала помогать мне с другими детьми. Несмотря на свой маленький возраст!

Маленькие ежики

— Травмированным детям нужно нести максимально много любви, терпения, искренности и правды. Они очень сильно это чувствуют. Это такие маленькие комочки, маленькие ежики, которые, если их любить и заботиться о них, превращаются в пушистых, мягких любящих зайчиков. В моей памяти немало таких превращений.

Вот посреди беседы они вспоминают, что вчера и позавчера они хотели сделать что-то плохое, но потом вспомнили, что ходили в храм, и не совершили этот поступок. Поняли, что расстроят Бога. Одна девочка рассказывала, что так остановила себя, когда у нее была мысль совершить что-то не очень красивое: «Я в храм ходила, Бог видит меня. Маша, я это не сделала!» «Молодец! — похвалила я ее. — Очень хорошо! У тебя уже получается останавливать себя».

Иногда ребенку хватает одного доброго разговора со взрослым человеком. Вот какой диалог у меня состоялся с одной восьмилетней девочкой. Я у нее спрашиваю:

— Тебя что-то тревожит?

— Я жить боюсь.

— Почему? У тебя все хорошо. Ты красивая, добрая девочка.

— Я боюсь, что, когда я выйду из детского дома, то буду бомжом. У меня ничего не будет.

Я попыталась объяснить ей, что все выполнимо в нашей жизни, если жить честно, иметь хороших друзей, вести здоровый образ жизни, прилежно учиться, а не заниматься плохими вещами. Все взаимосвязано в нашей жизни.

Столько радостей!

— Приходя в детский дом, я всегда спрашиваю детей, что хорошего и плохого произошло, пока мы не виделись. Раньше они говорили мне, что ничего хорошего не было, не помню, не знаю… И в ответ спрашивали, как дела у меня. И тут однажды я им говорю: «Я такая счастливая, у меня столько радостей было за эту неделю!» Они с интересом смотрят. Думают, сейчас я им буду рассказывать, как ела пирожные с мороженым. А я говорю, что… дышу сама, без аппарата. Просто просыпаюсь и дышу. Хожу сама, у меня ноги есть, я бегаю, прыгаю, занимаюсь физкультурой. Руки есть — пишу. Делаю что-то по дому, глаза есть — я вижу. А еще у меня есть сердце, которое любит… Они были удивлены. Может, делают какие-то выводы.

Записала Татьяна Гарина