Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > В гостях у обители > После Оптиной
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13(283) 12:02, 12 июля 2024

После Оптиной

Пока свежи воспоминания о поездке

Одна из самых удивительных обителей России. Можно сказать, единственная в своем роде. Каждый, кто хотя бы раз побывал в Оптиной пустыни, наверняка подтвердит это. Так было до революции, когда сюда приезжали за утолением духовной жажды Жуковский и Гоголь, Тютчев, Достоевский и Толстой — так это и теперь.

Из нашей дружной компании прихожан храмов Нижегородской епархии кто-то оказался здесь в первый раз, а кто-то возвращается сюда снова и снова, не уставая благодарить за полученную помощь. По словам моих спутников, были случаи, когда они буквально вымаливали здесь своих близких. А после исцеления продолжали приезжать сюда, обретая в Оптиной пустыни своих духовников. Ведь именно здесь зародилось уникальное для Русской Православной Церкви явление — старчество. Многим людям это помогло обрести веру и укрепиться и помогает до сих пор.

Первое, что поразило меня, когда мы переступили порог обители, были лица людей. Одухотворенные, счастливые! Все улыбаются, в глазах необыкновенная радость! Возникает чувство, что тебя здесь ждали. Даже коты с собаками здесь вполне себе уживаются вместе. Путешествуя по многим монастырям, заметила, что поговорка «живут как кошка с собакой» на обители совершенно не распространяется.

Духовные богатыри земли русской

Версий возникновения Оптиной пустыни несколько. Документальных подтверждений нет ни у одной, только предания. Одна из главных версий состоит в том, что обитель была основана в XV веке разбойником по имени Опта, который глубоко раскаялся в содеянных им грехах, принял постриг и поселился здесь.

Небольшой и практически неизвестный монастырь просуществовал в первозданном виде до конца XVIII века, после чего нашлись люди, которые взяли обитель под свое покровительство. Всего за 20 лет было построено сразу несколько храмов, увеличилось число братии, а с приходом четырех монахов: Льва, Макария, Моисея и Антония — началась особая духовная жизнь, главная история Оптиной пустыни. Именно эти монахи стали ее первыми старцами.

Уникальной в Оптиной пустыни стала именно преемственность старчества, которое воспринималось братией как послушание для всех последующих монашеских поколений. Помощь святых старцев здесь прихожане получали на протяжении многих лет, пока не произошла революция и не установилась богоборческая советская власть.

Среди нескольких поколений оптинских старцев самыми известными стали двое — преподобные Амвросий и Нектарий. Произошло это не потому, что они обладали большими духовными способностями, чем другие, просто к ним, как к особо любвеобильным, люди шли нескончаемым потоком.

Служение Богу давалось старцам непросто. К примеру, преподобный Амвросий сильно страдал от многочисленных недугов. Как он мог прожить последние 30 лет своей жизни, остается загадкой. Его врач говорил, что если бы это был обычный человек, то он бы и часа жизни ему не дал.

Вот имена этих 14 духовных богатырей — святых старцев Оптинских: иеросхимонахи Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Иларион (Пономарев), Амвросий (Гренков), Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Литовкин), Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов), схиархимандриты Моисей (Путилов), Исаакий (Антимонов), Варсонофий (Плиханков), схиигумен Антоний (Путилов), иеромонах Никон (Беляев), архимандрит Исаакий II (Бобраков).

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) был прославлен первым, в 1988 году на Поместном соборе, остальные старцы прославлены 26 июля 1996 года как местночтимые святые, а в 2000 году — общецерковно. Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобно­исповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков)  — в чине преподобномученика.

Трое убиенных

Про ритуальное убийство, совершенное в Оптиной пустыни, я знала. Но по-настоящему всю боль события, произошедшего на Пасху 18 апреля 1993 года, ощутила только побывав на месте злодеяния. Вот уже много лет в монастыре ежедневно поминают за Божественной литургией убиенных братьев: иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева). Многочисленные паломники (не только из России) прибывают отовсюду поклониться их могилам, помолиться.

На месте их захоронения воздвигли часовню в честь Воскресения Христова. Люди бережно чтут их память, обращаются к убиенной братии с просьбами, оставляют записочки, и, по свидетельствам тысячи паломников, по молитвам убиенной братии случаются чудеса, люди обретают просимое. В обители собирают материа­лы для канонизации монахов.

Обитель, где находишь утешение

Мощей в монастыре много. И все они доступны для желающих приложиться к ним. С особым трепетом и волнением мы прикладывались к мощам святых старцев. Затем по лесной тропе прошли к Иоанно-Предтеченскому скиту. Нас поразили огромные деревья, которые трудно обхватить, а еще они очень высокие и уходят прямо в небо. У меня даже голова закружилась, когда я пыталась дотянуться глазами до верхушки.

Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Тогда небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда старцы выходили для беседы с женщинами, которым входить в скит было запрещено. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви, и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня скит не перестает привлекать своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.

Скит огорожен, на его территории женщинам, как и встарь, нельзя находиться, да и мужчины допускаются только по особому благословению.

Оптина — удивительное место. Соприкасаешься с чем-то очень значимым, что трудно описать словами. Одно из немногих мест, где человек часто чувствует в себе происходящие изменения. Ты получаешь ответы, как будто после живого общения с преподобными старцами. И на душе становится спокойно и радостно. Наверное, потому, что наша душа всегда ищет Отца Небесного, и когда она Его чувствует, то она радуется.

— Случались ли в моей жизни чудеса после посещения Оптиной пустыни? — я разговорилась с паломницей Тамарой. — Иногда они случаются, а мы даже не замечаем этого. По Божиему Промыслу происходящее сокрыто от нас. Вот просишь что-то у Бога, а Он не дает — ты огорчаешься, а через некоторое время понимаешь, что так нужно было. И начинаешь благодарить Бога. Думаешь про себя: а ведь это настоящее чудо! Чудо — это ведь самые простые вещи в нашей жизни! Вот мы проснулись утром, Бог дал нам еще один день — это чудо! Хочется благодарить Его. У меня ничего не болит! Есть руки, ноги. Рядом со мной близкие и родные люди.

Слова про родных людей запали мне в душу. Действительно, какое огромное счастье — путешествовать по святым местам в компании единомышленников, родных по духу людей. Благодаря Паломническому центру Нижегородской епархии мы, прихожане храмов, много где побывали.

У многих верующих имеется в доме известная «Молитва Оптинских старцев». Лично я повесила ее над своим рабочим столом. Читаю ее каждый день, добавляя в свое утреннее правило. Уверена, что так делают и другие. Эта молитва может вселить мир в самую беспокойную душу, поддержать в любой непредвиденной ситуации. Когда кажется, что, по человеческим меркам, выхода нет, ты читаешь ее — и приходит утешение. Это как частичка Оптиной. До нее и после.

Татьяна Гарина

 При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.