Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Личность в истории > От патриарха до патриаршества
«Ведомости Нижегородской митрополии» №14 (284) 11:21, 25 июля 2024

От патриарха до патриаршества

О чем расскажут экспонаты музея, посвященного Предстоятелям Русской Церкви

В год 15-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы с особыми чувствами вспоминаем события, связанные с посещением Его Святейшеством нижегородской земли. В прошлом году глава Русской Православной Церкви освятил кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе, а после посетил Музей русского патриаршества, экспозиция которого находится в подклете храма. Часть музейного пространства рассказывает о нижегородских корнях Патриарха Кирилла и судьбах его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, которые пострадали за веру в эпоху богоборчества.

Пример родных

Что же можно узнать о семье Предстоятеля Русской Православной Церкви, посетив Музей патриаршества? Изучим стенды с  информацией о жизни отца и деда Святейшего Патриарха.

В начале XX столетия механиком-машинистом на Московско-Казанской железной дороге в Лукоянове работал Василий Гундяев. Родился он в селе Оброчное, которое до революции входило в состав Лукояновского уезда.

Человек глубоко верующий, Василий Степанович постоянно жертвовал на храмы и монастыри, в том числе находящиеся на Святой горе Афон. В 1922 году за выступления в защиту прав верующих Василий Гундяев был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет. Вернувшись из ссылки, стал заниматься спасением и сохранением православных святынь Лукоянова. В середине 1950-х, после освобождения из лагеря, принял священный сан и более 10 лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни дед Святейшего Патриарха Кирилла возвратился в село Оброчное Республики Мордовия, где и был похоронен на местном кладбище.

— В те трудные времена, когда началось гонение на Церковь, когда пришла безбожная власть, он не жалел ни жизни своей, ни здоровья своего — ничего не жалел, рискуя стать заключенным, потерять семью и дом, — вспоминал Патриарх Кирилл во время своего визита в Лукоянов в 2022 году, когда дом-музей священника Василия Гундяева только был создан. — Большую часть жизни он провел в заключении, потому что был православным человеком и боролся против уничтожения храмов, против обновленческого раскола, против того, чтобы искоренялась вера православная из жизни нашего народа. И победил, пройдя семь ссылок и 48 тюрем! Поэтому можете себе представить, с каким чувством я посещаю то место, где он жил, трудился, где был в первый раз арестован. Все это, конечно, очень яркие, важные страницы истории моей семьи.

А отец Святейшего Патриарха Михаил Гундяев в Лукоянове родился. И учился в  местной железнодорожной школе. В предвоенные годы он трудился на ленинградских предприятиях, прошел путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в город Горький и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 году, Михаил Васильевич стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище.

— Не меньшее влияние на мое становление и выбор дальнейшего пути оказали мои родители, протоиерей отец Михаил и матушка Раиса, пережившие страшную блокаду, суровые довоенные и послевоенные испытания, — вспоминаем мы слова Патриарха Кирилла на одном из его выступлений. — У нас была замечательная дружная семья, и мы, дети, воспитывались прежде всего на примере отца и матери, видя их личные отношения, их совместное преодоление житейских трудностей, их стойкость перед лицом невзгод, их глубокую веру, которую они сумели передать нам. Отец мой оказался на Колыме только за то, что во время обыска в его съемной комнате следователи нашли конспекты занятий Высших богословских курсов, где слово «Бог» было, естественно, написано с большой буквы. Переглянувшись, один ткнул пальцем в это слово и говорит: «Ишь, Бога пишет с большой буквы». На что второй сказал: «А больше ничего искать и не надо, этого достаточно». Этого было достаточно для того, чтобы отец на пять лет отправился в Колымский край. Но он не унывал, не отчаивался, а наоборот, к удивлению товарищей по этапу, радовался, что переносит скорби не за какие-то преступления, а за верность Господу. И эту духовную радость он являл до последних дней своей жизни. Отец был для нас образцом во всем, и беседы с ним о вере, о Церкви или просто о жизни во многом помогали личностному формированию, а главное — духовному росту.

Во время памятного визита в арзамасский Музей патриаршества Предстоятель особо отметил фотографии, которыми проиллюстрированы стенды, рассказывающие о его семье, отметив, что между ними есть и редкие изображения. Сегодня увидеть их может любой желающий, посетив уникальный музей.

Река времени

Музей русского патриаршества был открыт в 2013 году. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собратьям-архипастырям с просьбой передать для него личные вещи Предстоятелей, если они имеются в епархиях. Так здесь появились, в частности, облачения патриарха Пимена — их передали митрополит Вятский и Слободской Марк и митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

Реконструкции облачений первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, Патриарха Никона и других также представлены в музее. Интересно, а как они создаются? К примеру, изготавливая копию облачения Патриарха Никона, специалисты работали в Оружейной палате Московского Кремля, снимали размеры с подлинника. В Италии были найдены производители бархата с рисунком, который был на ткани XVII века. Этот бархат использовали при реконструкции.

На время управления Церковью Патриархом Тихоном (Беллавиным) пришлись трагические события: начало гонений на религию, кампания по изъятию церковных ценностей. Экспонаты в нескольких витринах музея рассказывают об этом времени. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, например, членские билеты, значки, которые они носили, антирелигиозную литературу: «Календарь атеиста», издание «Церковь и шпионаж». Глядя на эти «приметы времени», задумываешься о целой эпохе, о том, как жилось православному человеку в атеистические годы.

Экспозиция музея выстроена как своеобразная река времени. В первом зале представлено начало становления патриаршества на Руси, время первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, далее XVI столетие — утверждение патриаршества, XVII век, с его Смутой и временем третьего Патриарха — отца первого царя из династии Романовых. Имена и годы служения всех патриархов можно увидеть на специальных стендах. Отдельные экспозиции посвящены Святейшему Патриарху Никону, Синодальному периоду, XX столетию и Новейшему времени.

Основную часть экспонатов составляют подлинники. В их числе облачения Предстоятелей XX века, уникальные документы с подписями. К примеру, акафист, подписанный будущим Патриархом, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1938 году. Один из самых любопытных экспонатов, связанных с именем Патриарха Сергия, — номер журнала «Time» с фотографией Предстоятеля на обложке. Такое произошло впервые и до сих пор не повторялось. Статья, вышедшая в иностранном издании в 1943 году, называлась «Великий прорыв: церковь выходит из катакомб». Тот год был особым в истории нашей страны: победоносное окончание Сталинградской битвы, не менее выдающаяся победа на Курской дуге — и судьбоносные для Церкви открытие храмов, встреча церковных иерархов с главой государства, избрание Патриарха, которым стал уроженец арзамасской земли. О выдающемся нижегородце рассказывают многие экспонаты.

В коллекции музея есть также подлинные антиминсы XVII века, подписанные Патриархами Никоном и Иоасафом, антиминс, подписанный первым нижегородским митрополитом Филаретом, и антиминсы, относящиеся ко времени правления Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I.

При разработке музейных стендов историческая информация дополнялась сведениями из Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, нижегородских и других архивов.

Часть экспозиции посвящена истории Арзамаса, в частности, Воскресенского собора. Выставлены отреставрированные оклады иконостаса первого каменного храма в честь Воскресения Христова, на месте которого было возведено теперешнее здание кафедрального собора. Этот иконостас в связи со строительством нового храма перевезли в Вознесенскую церковь села Степанова Арзамасской округи, где он находился до революции и в течение всего советского периода. Сейчас он восстановлен в реставрационных мастерских Нижегородской епархии. В помещении культурного пространства можно увидеть незаштукатуренный участок стены — могучий бутовый камень, заложенный в основание собора более 200 лет назад. По словам реставраторов, здесь 6000 кубометров такого камня.

Посещение музея будет интересно не только любителям старины, историкам, которые могут познакомиться с подлинными жемчужинами, артефактами разных эпох, но и обычному любознательному человеку.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.